Posted 7 декабря 2018,, 05:00

Published 7 декабря 2018,, 05:00

Modified 31 января, 21:33

Updated 31 января, 21:33

Трамп «отмыл» себя от убийства Хашогги

7 декабря 2018, 05:00
Саудиты останутся союзниками США — с наследным принцем или без него, полагает востоковед Александр Шумилин.

Закрытый брифинг, проведенный директором ЦРУ Джиной Хэспел для высокопоставленных американских сенаторов, был посвящен новым данным, проливающим свет на непосредственную причастность саудовского принца Мухаммеда бен Сальмана к убийству оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги. С большой долей вероятности это может заставить американские власти пересмотреть свою политику как минимум в отношении наследника саудовского престола.

Несколько сенаторов, в том числе, и республиканцев, после брифинга заявили, что у них не осталось сомнений в том, кто организовал убийство Хашогги в посольстве Саудовской Аравии в Стамбуле.

В связи с этими событиями обозреватель «Росбалта» попросил эксперта по Ближнему Востоку и США Александра Шумилина рассказать о том, кто стоит за докладом директора ЦРУ и какие последствия можно ожидать вслед за жесткими заявлениями сенаторов в отношении Саудовской Аравии.

— В начале скажите, правильно ли я понимаю, что брифинг директора ЦРУ Джины Хэспел был согласован с президентом США Дональдом Трампом, который до этого пытался аккуратно выгораживать наследного принца Саудовской Аравии?

— Этот брифинг несомненно был согласован с Трампом, поскольку он в интересах той линии, которую сейчас проводит американский президент в данном вопросе.

— Но ведь Трамп не так давно не очень явно, но поддерживал принца…

— Слово «поддерживал» здесь не совсем уместно. Трамп в своих выражениях, формулировками своих фраз, старался выгородить принца, вывести из его этой игры. При этом Трамп прекрасно осознавал, что как только появится новая информация по этому делу, на него пойдет новый накат и со стороны Конгресса, и со стороны СМИ. Но ему в этой непростой ситуации не нужно еще одного дела против себя в духе «связей с Кремлем».

Поэтому Трамп расставил акценты достаточно точно. Он показал, что с Саудовской Аравией ссориться не будет, как он добавлял, «чтобы не дарить такого подарка Путину». Второй постулат Трампа состоял в том, что рабочие контакты с принцем Мухаммедом сохраняются до тех пор, пока нет доказательств того, что он вовлечен в это преступление напрямую.

Одновременно американский президент начал работу по «погашению» этой проблемы в собственном окружении и в Конгрессе. Он направил Госсекретаря Майка Помпео в Эр-Рияд, а директора ЦРУ Джину Хэспел в Анкару, демонстрируя свою заинтересованность в выяснении правды и реального положения вещей.

При этом обсуждается вопрос о том, как гармонизировать отношения президента с Конгрессом по этому вопросу, с тем, чтобы не пострадали отношения с саудовским королевством как таковым.

— Какие шаги США могут последовать после выступления главы ЦРУ перед сенаторами?

— Хэспел выполнила поручение президента и тем самым «отмыла» и его, и себя в том смысле, что теперь со стороны политических противников Трампа не может быть претензий по поводу якобы попыток сокрытия подробностей дела Хашогги. Главное, для чего это было сделано, — чтобы начать обсуждать совместную стратегию Белого дома и Конгресса в этом вопросе. Для Трампа принципиально важно, чтобы сейчас кто-то из конгрессменов не выскочил и не погубил эту стратегию во имя своих политических амбиций.

Дело в том, что при опоре на Саудовскую Аравию выстраивается позиционирование политики США во всем ближневосточном регионе.

— Что дальше? Санкции в отношении саудитов?

— Главное, чего хотел бы сейчас Трамп, это то, чтобы Конгресс не принял резолюцию, согласно которой принц Мухаммед обвинялся бы напрямую.

— Но подождите! После брифинга Хэспел сенаторы говорят, что теперь стало совершенно очевидно, что саудовский престолонаследник непосредственно руководил операцией по убийству Хашогги…

— Это мнение отдельных политиков. Сейчас идет процесс выплескивания правдивой информации, которую никто не решается скрывать во имя собственного благополучия. Работает система транспарентности. Чтобы «выжить» в этой системе надо, как минимум, поменьше врать, а лучше не врать совсем. Сломать эту систему невозможно, а значит надо ее хоть как-то утилизировать во имя договоренности с Конгрессом и более высоких целей — сохранения особых и стратегически важных отношений с Эр-Риядом.

— Правильно ли я понимаю, что отношения с Саудовской Аравией разрываться не будут, но принца «сдать» могут?

— Да. Начались выплески информации о том, что королевское семейство хотело бы заменить наследника. Возможно не прямое подогревание этой линии таким образом, чтобы Мухаммед не «побежал навстречу Москве», постепенное сокращение его влияния с целью не допустить его к полной власти. Возможен и вариант с назначением второго кронпринца, такое в Саудовской Аравии уже было.

Иными словами, вариант, альтернативный главному сценарию, предусматривающему сохранение прежних отношений США с Саудовской Аравией (с наследным принцем или без него) для Вашингтона сегодня недопустим.

Беседовал Александр Желенин