Posted 7 декабря 2018,, 08:05

Published 7 декабря 2018,, 08:05

Modified 31 января, 21:34

Updated 31 января, 21:34

«Конкурс курьезов» в странах Центральной Азии продолжается

7 декабря 2018, 08:05
В Туркмении власти обязали пожилых людей регулярно являться в собес, доказывая, что они еще живы. Впрочем, в других государствах региона свои «погремушки».

Что бы делали граждане «веселой» страны Туркмении, если б не алогизм и бесчеловечность местных чиновников и не «вражеские голоса» с не менее «вражескими» СМИ, которые все же доводят до жителей республики кое-какую информацию, позволяющую им ориентироваться в этом безумном пространстве. Так, туркменские пенсионеры и слыхом не слыхивали о том, что для получения причитающихся им мизерных выплат по возрасту необходимо каждые шесть месяцев лично являться в собес, дабы тот удостоверился, что они все еще живы. Не дойдешь, не доедешь, не доползешь — лишишься пенсии.

О том, что такая «гуманная» мера введена, сообщает радио «Азатлык». В государственных СМИ о ней не упоминалось, и люди недоумевали, отчего это они месяцами не получают пенсию. Инициатива властей пожилым не понравилась: по их словам, она «неприятна морально». Но даже если оставить в стороне моральный аспект, ведь не каждый пенсионер здоров, мобилен и может являться в собес каждые шесть месяцев: вот он я, жив. Причем в центре социального обслуживания новое правило, которому, как оказалось, уже исполнилось полгода, в виде официального документа населению показать отказались.

Впрочем, такая практика не нова: о новых правилах, запретах обычно, но далеко не всегда, сообщают устно, да и то, так сказать, задним числом. Также не всегда пенсионеры и инвалиды могут получить причитающиеся им деньги — часто их просто нет в банкоматах. Ну, а если повезло, и деньги есть, банки удерживают с пенсионеров комиссию.

В общем, к набирающему силу продовольственному дефициту и бесконечному стоянию в очередях за мукой, сахаром и прочей «непозволительной роскошью», в стране, богатой запасами природного газа (четвертое место в мире), добавилась очередная проблема, которую легко можно было избежать.

Кстати, о продуктах. Ввиду их усиливающегося дефицита норма выдача муки в одни руки в некоторых туркменских городах сократилась с 10 кг в месяц до шести. И это — на всю семью, а они в Туркмении немаленькие. При получении «пайки» необходимо предъявить копии паспорта и свидетельств о рождении детей. И все это происходит в стране, власти которой изощряются в строительстве роскошных, но пустующих отелей, засильи скульптурных композиций, что совершенно не нужно недоедающему человеку. А таких много, ведь безработица в республике достигла уже 70%.

Кстати, растущий уровень бедности, безработицы и миграции в государствах Центральной Азии иностранные эксперты зачастую объясняют высокой рождаемостью. Таджикистану Всемирный банк уже посоветовал ее ограничить. Демографический взрыв в республике действительно имеет место. Численность населения в этой маленькой стране, 93% территории которой занимают горы, приблизилась к 10 миллионам, что «неподъемно» для ее ресурсов. Такого понятия, как планирование семьи, здесь, особенно в сельской местности, нет. В крупных городах «плодить нищету» остерегаются, а вот на селе 8 — 10 детей в семье — норма.

Помочь таджикам в исправлении ситуации с рождаемостью в сторону ее понижения решила Япония, причем, что называется, «гениально просто»: в ближайшие четыре года она поставит республике более 200 миллионов штук презервативов и других контрацептивов. Но поможет ли эта «простота» снизить рождаемость в Таджикистане, где предохранение от беременности считается «греховным», и вообще мужчины не признают «резины»? А женщины в большинстве своем чрезвычайно консервативны, и для них существует множество «табу», непонятных для слабого пола более «продвинутых» стран.

К числу последних можно отнести и Казахстан — точнее, к неоправданно «продвинутым». Надо сказать, что на Востоке, а в Центральной Азии — в частности, с чувством меры всегда было худо. Так, министерство здравоохранения Казахстана впало в другую крайность: оно инициировало разрешение на аборты девочкам с 16-летнего возраста без согласия родителей. А параллельно распорядилось раздавать в школах презервативы. Таким образом абортами, которые могут обернуться бесплодием, они хотят остановить вал ранних беременностей. Надо сказать, что по этой части Казахстан занимает одно из лидирующих мест в мире. Теперь слово за парламентом — допустит ли он, в законодательном порядке, аборты подросткам, да еще и без согласия на то родителей.

В общем, «мораль», как видим, в Таджикистане и Казахстане — разная. Весьма «интересная» она и в Узбекистане, который тоже впадает в маразматические крайности. К примеру, певцу и композитору Санжару Джавбердиеву «Узбекконцерт» поставил условие — либо он сбривает бороду, либо не получает лицензию на концертную деятельность. Даже на выступления по радио, где лица не видно, его «в бороде» не пускали.

А певицу Шахло Ахмедову, сообщает узбекская редакция Радио Свобода, и вовсе лишили гослицензии за «абсолютно вульгарный» клип. Специальная комиссия вынесла вердикт: в клипе слишком откровенно показаны отношения между мужчиной и женщиной, что противоречит менталитету узбекского народа и его морали. Впрочем, те, кто видели клип, никакого «морального разложения», разврата и прочей греховности в нем не усмотрели. Но певицу «закрыли». Тем более, что она выложила видео в социальные сети — на это, оказывается, тоже требуется разрешение от государственных органов.

Собственно, Ахмедова не первая, не единственная и не последняя жертва узбекской «морали», хотя в республике при новом президенте людям все же позволяют «сбросить шоры», и вообще им полегчало с кое-какими свободами. Но получить лицензию на концертную деятельность, либо на то, чтобы попеть на свадьбе, корпоративе или другом «мероприятии», и сложно, и дорого. Словом, «Вы песен хотите? Их нет у меня». Вернее, есть, но петь не дают. Это в Узбекистане.

Зато в Киргизии могут разрешить безнаказанно врать, но с оговоркой — на русскоязычных и англоязычных версиях СМИ. Как передает Sputnik, депутат киргизского парламента Акылбек Жапаров предложил не размещать на информационных сайтах негативную информацию о республике, и вообще не делиться ею в «мировой паутине». И почему-то решил, что таков «грузинский опыт», который надо перенять и Киргизии. «Когда были в Грузии, — сказал он, — заметил, что ни одна негативная новость не публиковалась на русскоязычных версиях сайта. Оказывается, в 2004 году президент Грузии обратился к народу и предложил писать плохие новости лишь на грузинском, а на русском и английском — только хорошие».

«Вам, — обратился депутат к министру культуры, информации и туризма, — тоже следует сделать к народу такое обращение. У кыргызов надо ввести традицию рассказывать в Интернете о стране только хорошее. Если мы ждем туристов, гостей, то надо идти на такие меры».

Припомнить инициативу Михаила Саакашвили по хорошим и плохим новостям не удалось по простой причине: ее не было. А вот в Киргизии, если столь курьезное наставление депутата будет исполнено, представители как титульной, так и нетитульной нации, вообще могут остаться вне реального информационного поля. В республике проблема с изучением государственного языка, что, конечно, не здорово. Но факт остается фактом: русскоязычных детских садов в разы больше, чем дошкольных учреждений, в которых детей обучают только на киргизском. Отсюда и доминирование русскоязычной среды — особенно в городах. Но в данном случае интересен сам подход депутата: на киргизском нужно писать и говорить правду, на русском и английском — лучше обойтись без нее.

А закончим «конкурс курьезов» там же, где и начали — в Туркмении. Как сообщает «Азатлык» со ссылкой на собственных корреспондентов в Ашхабаде, власти, по всей видимости, запретили акцентировать внимание на том, что наступающий 2019 год по китайскому календарю считается Годом Свиньи. Хрюшки не изображаются на изданных календарях, а игрушек в виде свинок нет в продаже.

Ирина Джорбенадзе