Posted 12 декабря 2018,, 12:30

Published 12 декабря 2018,, 12:30

Modified 31 января, 21:36

Updated 31 января, 21:36

РФ — Украина: полный разрыв или игра продолжается?

12 декабря 2018, 12:30
Вступило в силу решение о денонсации Радой договора о дружбе с Россией. Но пока и простые граждане, и даже эксперты не разобрались, что последует дальше.

Сегодня на Украине вступил в силу Закон о прекращении с 1 апреля 2019 года действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Российской Федерацией. События развивались нетипично-стремительно. 3 декабря президент Петр Порошенко внес в Раду законопроект, 6-го парламент, присвоив ему статус неотложного, одобрил его 277 голосами против всего 20 несогласных (по традиции — чуть ли ни сто человек не голосовали вовсе), 10 декабря, не откладывая в долгий ящик, Порошенко подписывает его, 11-го закон публикуется в «Голосе Украины», 12 декабря — с дружбой между двумя странами покончено, во всяком случае на бумаге.

Однако документ не дал подробных разъяснений гражданам Украины, а только еще больше их запутал. Ну, с «дружбой» все ясно — она по-факту «крякнула» одновременно с «аннексией» Крыма и «проблемами» в Донбассе, а как быть с другими разделами договора: сотрудничеством и партнерством? Значит ли это, что с 1 апреля Украина не будет ничего покупать у РФ и ничего ей не будет продавать? Или торговать потихоньку все же продолжим? В общем, люди пока не понимают, чем все это им может «аукнуться», а представители власти вразумительно ничего не объясняют и только туманно рассуждают о геополитических макроинтересах.

Кстати, а вот с военным положением гражданам, видимо, все куда понятней, и в своем отношении к нему они начали постепенно определяться. Решение ввести его на 30 дней в приграничных с РФ областях, согласно исследованиям Социологической группы «Рейтинг», поддерживают только треть опрошенных, не поддерживают — около 60%. Почти две трети допускают, что президенту Петру Порошенко нужно было военное положение на 60 дней с целью переноса президентских выборов. В то же время абсолютное большинство опрошенных (69%) считают его введение запоздалым решением и убеждены, что нужно было это делать еще в 2014 году после аннексии Крыма и начала военных действий в Донбассе.

Таких исследований по поводу разрыва договора (слишком мало времени прошло) пока нет, а в связи с этим нельзя не сказать пару слов о том, какое повышенное внимание российские СМИ уделили интерактивному опросу, проведенному телеканалом NewsOne. Некоторыми его результаты трактовались так, будто бы «подавляющее большинство украинцев выступили против разрыва договора с РФ».

Во-первых, на самом деле 93% участников голосования (а явно не всех украинцев) выступили не против разрыва договора, а просто сочли, что это больше сработает на пользу Москве, чем Киеву, что, согласитесь, не одно и то же.

Во-вторых, хотя NewsOne телеканал и чрезвычайно популярный, но нельзя сказать, что его смотрят абсолютно все жители Украины. Одна из причин — именно лояльность, а порой «нескрываемая любовь» к РФ.

В-третьих, телевизионный опрос не может считаться полноценным исследованием, тем более, смотрят канал в основном люди, согласные с его информационной политикой, а огромное число украинцев NewsOne на дух не переносят, а потому эту кнопку никогда не нажимает.

В-четвертых, реальные поводы для усиления антирусских настроений частенько предоставляет сама Россия, а потому на Украине становится все больше людей, готовых присоединиться к инициативе их президента — это, увы, и без всяких опросов очевидно. Так что, пожалуй, россиянам не стоит обольщаться относительно «хорошего» мнения о них. Вот последуют реальные соцопросы, тогда и узнаем, сколько граждан Украины «за дружбу», а сколько против.

Но, как бы то ни было, сегодня на Украине спрашивают: почему разрываем договор именно сейчас? Война во время его действия продолжается почти пять лет — это парадокс, абсурд. Почему раньше не инициировали денонсацию? А раньше объясняли, что денонсировать опасно и невыгодно для Украины, а теперь уже говорят наоборот — выгодно.

«Власть своей аргументацией сбивает с толку: четыре года не вводили военное положение, хотя сегодня появился очередной документ Международного уголовного суда, где задокументировано — со слов Украины, кстати, что первый наземный акт агрессии России после незаконной аннексии Крыма был в июле 2014 года. Почему тогда не объявили военное положение и что принципиально изменилось сейчас?» — задается вопросом в Facebook содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник. Эксперт при этом выразил надежду, что это решение тщательно продумали, и все былые риски сейчас нейтрализованы. «Кроме того, надеюсь, у нас есть четкий план, как жить дальше без этого договора, что наша система принятия решений руководствуется не только политическими целями, — написал Мельник на своей странице. — Должен быть процесс поиска ответа. Я очень боюсь людей, у которых есть готовые ответы».

А вот наличие подобного подробного плана кажется весьма маловероятным после требований Порошенко к украинскому МИДу срочно провести инвентаризацию всех законов и соглашений с РФ. То есть президент фактически признал, что решение разорвать договор о дружбе с Россией, тщательно вникая в технические детали, никто и не готовил, хотя разговор об этом ведется уже давно. Что-то типа: «Ща рубанем, а там разберемся как-нибудь». Если не брать в расчет версию, что все эти «телодвижения», сотрясающие страну, часть предвыборной программы — ощущение такое, будто Порошенко кто-то сильно подгоняет.

И что все же конкретно изменится после расторжения договора? Актуальнее всего этот вопрос звучит для миллионов украинских заробитчан, находящихся на территории РФ, тех, кто временно там проживает, и людей, имеющих родственников и бизнес-интересы в тех краях. И не стоит думать, что только жители востока Украины активно ездят в Россию — рейсовых автобусов из Львова и Ивано-Франковска в ту сторону не меньше, чем из Харькова или Днепра. Предположение, что Россия каким-то образом ответит, вполне логично, но пока абсолютно непонятно — как. Не получив исчерпывающих ответов от украинских властей, интересующиеся обратили взор на российских руководителей, однако оттуда ясности тоже не дождались, одни намеки. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, не вдаваясь в подробности, мрачно назвал решение властей Украины «опрометчивым», в чем многие украинцы усмотрели скрытую угрозу введения всевозможных ограничений и запретов.

Однако, возможно, что паниковать украинцам рано, ведь кроме туманных пожеланий быть с Европой, Киев не сформулировал никаких ограничительно-запретительных мер в части торгово-экономического сотрудничества с Россией. Хотя, надо признать, тезис, что торговать с «агрессором» негоже — становится все более популярным не только в политических кругах, но и в народе, и не реагировать на него Порошенко на финише предвыборной кампании не может.

Тем не менее, попытки украинских изданий получить «расшифровку» последствий прекращения действия договора о дружбе оказались тщетными. Не разъяснили ничего в подробностях ни депутаты, ни эксперты. Их рассуждения сводились к тому, что между Украиной и Россией в настоящее время действуют 314 соглашений и всю договорно-правовую базу необходимо тщательно «проинспектировать».

По словам директора информационно-политического центра «Перспектива», эксперта по международным вопросам Павла Рудякова, когда решение вступит в силу, возникнет необходимость регулировать отношения между странами на период кризиса. И вот здесь, по его мнению, могут появиться риски, прежде всего, для граждан Украины в РФ. «Сейчас между странами есть действующие договоры о взаимном признании государственных дипломов, зачислении трудового стажа и получения пенсии в РФ, исходя из украинского стажа. После вступления в силу решения парламента, граждане Украины в РФ смогут подавать иски против Украины в международные суды о нарушении своих прав», — считает Рудяков. Но даже это мнение (одно из немногих) звучит настолько неуверенно, что его отнесли в разряд чисто теоретических предположений, сделанных экспертом «на всякий случай».

В свою очередь, руководитель Центра исследования России, бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко считает, что поскольку договор уже нарушен РФ, то его прекращение ни на что серьезно не повлияет. Для Украины это — очередное публичное осуждение действий России. Для России — дипломатический удар. «Для них это, несомненно, политическая потеря, но для нас дополнительных угроз нет», — написал он в своем блоге.

«В Договоре значатся декларативные позиции, и нет его прямой связи с другими договорами», — цитирует УНИАН политолога Олесю Яхно-Белковскую.

Тем не менее, стоит отметить, что опрос ньюсмейкеров снова и снова возвращает к тому, что еще два года назад о прекращении договора с РФ как в украинских ведомствах, так и в политических кругах говорили совсем в другой тональности. В частности, в 2016 году в МИД Украины отмечали, что расторгать соглашение не следует, поскольку этот документ позволяет Украине подать на Россию в суд за нарушение статьи о территориальной целостности. Однако когда в начале 2017-го Украина все же дошла до Международного суда ООН в Гааге, оказалось, что претензии, выдвигаемые к РФ, касались совсем других вопросов. Вместо обвинения в притязании на украинские территории, речь шла о нарушении Россией Международных конвенций о борьбе с финансированием терроризма и о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

И еще стоит отметить, что, с точки зрения международных судов, нет разницы в том, «разорван» договор о дружбе или «не продлен». Хотя первый вариант, конечно, «эффектней». «Правовые последствия в обоих случаях одинаковы. Для суда имеет значение только то, что на момент нарушения Россией международного права, этот документ был действующим», — комментирует ситуацию для УНИАН дипломат, руководитель фонда «Майдан иностранных дел» Богдан Яременко.

Наверное, после таких разъяснений какие-то детали становятся чуточку понятней, но их пока слишком мало, и главные вопросы украинцев в связи с денонсацией остаются пока без ответа: как все это конкретно отразится на них, так сказать, «в быту», и что позволило быть столь уверенным в своих силах их президенту именно сейчас?

Валентин Корж, Днепр, Украина