Posted 17 декабря 2018,, 15:41

Published 17 декабря 2018,, 15:41

Modified 31 января, 21:39

Updated 31 января, 21:39

Террор страшнее Макрона

17 декабря 2018, 15:41
Стрельба в Страсбурге погасила политические страсти — протестующих «желтых жилетов» на улицах сразу стало вдвое меньше.

Только около 66 тысяч человек вышли на акции протеста движения «желтые жилеты» во Франции в минувшие выходные, 15—16 декабря. А ведь неделей ранее их было более чем 120 тысяч. Число задержанных тоже снизилось, хоть и не так значительно (приблизительно до 350 человек).

В то же время, блокада многих автомагистралей продолжается. Протестующие говорят о необходимости проведения референдума, правда, пока у них нет даже приблизительного списка вопросов, которые можно было бы согласовать с президентом Эммануэлем Макроном.

Впрочем, глава государства уже никуда и не торопится. Во-первых, он ранее решил проблему отсечения от протестующих умеренной части активистов. Макрон предложил повысить на 100 евро минимальную зарплату, от которой рассчитываются все социальные платежи и пособия, а также сделать налоговые вычеты для наименее состоятельных французов.

Согласно опросам, проведенным на следующий день после специального телеобращения президента Франции, около 59% граждан говорили, что он их не убедил. Но, похоже, что для многих наименее обеспеченных людей аргументов Макрона оказалось достаточно, чтобы перестать поддерживать протестующих.

Впрочем, главную роль в том, что протест пошел на спад сыграл теракт в Страсбурге. В результате нападения на рождественскую ярмарку в столице французского Эльзаса погибли пять человек, около десятка были ранены, включая одного полицейского. Террористу, несмотря на то, что он был ранен, тогда удалось скрыться с места преступления. Позже он был найден и ликвидирован при попытке оказать сопротивление.

Это не первое нападение на рождественскую ярмарку предполагаемых исламистов в стране Евросоюза. Но Францию, судя по всему, потряс тот факт, что террористу удалось скрыться, чего обычно не бывает. Все привыкли к тому, что люди, открывающие стрельбу по толпе, — это фактически смертники. И тут вдруг такой сбой. Более того, полиция получила информацию о готовящемся преступлении, вычислили террориста и пришла его арестовывать, но не застала дома.

Одна из очевидных причин такого провала правоохранительных органов связана с общефранцузскими акциями «желтых жилетов». Те фактически отвлекли на себя большую часть полицейских сил, утомили их регулярными еженедельными выступлениями, и заставили даже спецслужбы и армию переключиться с террористов на работу с митингующими.

Нельзя сказать, чтобы французские власти прямо говорили об этом, но тот факт, что это и есть едва ли не главная причина гибели людей, они дали понять достаточно четко. В итоге реакция французов на теракт помогла властям в борьбе с социальными протестами. Для значительной части населения после стрельбы в Страсбурге протестующие превратились из симпатичных ребят, готовых отстаивать общие права, в неприятных бузотеров, которые стали косвенной причины гибели пятерых человек.

И, наконец, последняя причина — погода. Во Францию постепенно приходит зима, что серьезно сказывается на боевитости ее граждан. Еще Кутузов доказал, что с французами проще иметь дело в холодное время года. И вот теперь Макрон, которому надо прекратить беспорядки, вернуть доверие граждан и продолжить ранее начатые реформы, попробовал прибегнуть к тому же способу, затягивая окончательное решение кризиса в ожидании холодов.

Власти Франции откровенно заняли выжидательную позицию и даже прекратили попытки очистить автомагистрали и снять их блокаду, которую продолжают самые стойкие «желтые жилеты». Такая стратегия позволяет пойти на любые переговоры. Это даже не уступка — напротив, чем на больший срок удастся затянуть время, тем лучше. Макрон это понял, и сейчас он явно начинает выигрывать у протестующих, которые еще недавно, как казалось, загнали его в угол.

Иван Преображенский