Posted 4 января 2019,, 05:23

Published 4 января 2019,, 05:23

Modified 30 марта, 17:49

Updated 30 марта, 17:49

Зачем Кремлю нужны «четыре мешка картошки»

4 января 2019, 05:23
В 2018 году отношения между Белоруссией и РФ резко изменилась. Теперь Москва настаивает на быстрой интеграции двух стран, а Минск призывает «не спешить».

Все это, однако, выглядит как злая ирония, если вспомнить, что за 2018 год Александр Лукашенко наговорил в адрес российского руководства, наверное, больше гадостей, чем за все время своего прежнего общения с Владимиром Путиным. Причина — именно в прошедшем году Кремль неожиданно поставил вопрос ребром: хватит дружбы за дотации, пришло время появиться «белорусской губернии» в составе России.

Последние 25 лет власти Белоруссии с большим или меньшим успехом достигали всего, чего хотели в экономической интеграции с Россией: сохраняли высокие энергетические субсидии и беспрепятственный доступ к ее огромному рынку. Щедрая оплата Россией декларируемой Минском дружбы и реального союзничества в военной сфере позволяла удерживать неэффективную экономическую систему Белоруссии без кардинальных структурных реформ. Страна мало инвестировала, а больше проедала энергетические субсидии и российские кредиты. В результате белорусы получили экономику, сильно зависящую от одной страны, с которой почти каждый год происходят газовые, нефтяные, мясные, молочные и прочие войны. И каждый раз, когда Россия собирается «уменьшить дозу», белорусскую экономику лихорадит.

После чего Россельхознадзор с удвоенной энергией начал находить в белорусском молоке то бактерии, то, наоборот, антибиотики. Поставки с одних белорусских молочных заводов запрещались, с других — наоборот, разрешались. Этот «марлезонский балет» длился до осени, когда аграрные министерства двух стран, наконец, подписали прогнозный баланс по поставкам белорусской «молочки» в РФ на 2019 год.

Но вскоре стало понятно, что договоренности по самым важным вопросам так и не достигнуты. Лукашенко просил российский газ по $70, как в Смоленской области, тогда как сам получает по $129 — дешевле, чем любой зарубежный клиент «Газпрома». Второй вопрос — налоговый маневр в нефтяной сфере России. Для Белоруссии он означает потерю 30%-й маржи, которую она имела, получая российскую нефть без пошлин. Далее эта нефть перерабатывалась на белорусских НПЗ, продукты шли на экспорт, и это было одной из двух опор белорусского бюджета (вторая опора — экспорт калийных удобрений).

«Давайте посмотрим, как в российской новостной повестке подается „углубление интеграции“ с Белоруссией. Да просто как объединение двух стран. Никто особо не скрывает, что один из вариантов продления полномочий Владимира Путина как главы государства — мирное присоединение Республики Беларусь. Но даже если не брать этот аспект, то все равно есть масса проблем между нашими государствами, включая проблемы и экономические, и военно-политические, и пограничные, и визовые. Все они успешно „решаются“ инкорпорацией Белоруссии в Россию — так, по крайней мере, это видят из Москвы, — сказал „Росбалту“ белорусский эксперт „Вышеградского фонда“ Алесь Мартынюк. — Отсюда, например, и предложения начать политическую интеграцию с парламентской системы. В 2021 году российские выборы в Госдуму провести по новым правилам, уже как выборы в единый парламент Союзного государства, с аналогичными правилами на белорусской территории. Думаю, на самом деле сейчас решается другой вопрос — будущего самого Лукашенко. Здесь спектр возможностей очень широк — от второго человека в стране (можно ввести пост вице-президента СГ) до почетного пенсионера, приглашаемого в Кремль по праздникам».

Впрочем, многие эксперты в Минске полагают, что напряженные переговоры конца года — это больше «переполох в курятнике». Финансовые потери для белорусского бюджета в случае прекращения российской поддержки будут велики, но не фатальны. По крайней мере, для личной власти Лукашенко.

«Да не упала россиянам эта „интеграция“. Военно-техническое сотрудничество — да, это принципиально важно для Москвы. Но в остальном мы депрессивный дотационный регион. А вопрос об „объединении“, „интеграции“ всегда играет в душах россиян, — сказал „Росбалту“ белорусский военный эксперт Сергей Марцелев. — Хотя на самом деле Кремль требует серьезных уступок (приватизация предприятий нефтехима в пользу россиян, приватизация МЗКТ, создание военной базы), а Лукашенко на эти уступки не готов и публично орет, что энергетический грант ему мал. Вот россияне и ставят его на место».

«До недавних пор Лукашенко не трогали, потому что у России всегда были какие-то другие дела и проблемы на международной арене, до него просто не доходили руки. Но вот наконец „руки“ Кремля до Лукашенко дошли. И им занялись, и серьезно занялись. Я не думаю, что у Кремля есть планы оккупировать Беларусь, потому что это предполагает дополнительную нагрузку на российский бюджет, серьезные расходы на подкуп лояльности местных элит, на затыкание огромных финансовых дыр в белорусском бюджете и т. д., — сказала в комментарии „Росбалту“ белорусский политик, глава гражданской кампании „Наш Дом“ Ольга Карач. — Я думаю, что у Кремля сейчас такая задача: поставить для Лукашенко настолько невыполнимые условия, чтобы он сам отказался от идеи интеграции и Союзного государства. Россия не хочет брать на себя политическую ответственность за отказ от интеграции, потому что тогда возникает логичный вопрос, а зачем Россия столько лет кормила Беларусь. Поэтому, я думаю, что Александру Лукашенко будут выставлены невыполнимые условия, в результате которых ему точно придется отказаться от идеи интеграции. А отказаться от идеи интеграции и потерять российскую поддержку для Лукашенко означает очень высокие риски потери личной власти. А личная власть Александра Григорьевича волнует гораздо больше, чем белорусский суверенитет. Поэтому нас всех ждет очень интересный год, как Россия и Беларусь будут вместе выпутываться из своей же собственной интеграционной паутины».

Судя по всему, сейчас Москва и Минск обсуждают план интеграции. К радикальному объединению, здесь и сейчас, страны не готовы. Кремлю не нужен «Крым-2» с большим количеством административных проблем и международным возмущением. Отсюда — программа интенсивного сближения, но с сохранением белорусского суверенитета. По неофициальной информации, сейчас рассматриваются две программы — «легкая» и «жесткая». Первая предполагает сближение сначала по некритическим вопросам, а затем уже по наиболее важным. То есть на первом этапе — согласование тарифов, адаптация налоговой системы, унификация законодательства. «Жесткая» версия предполагает уже в 2019 году, помимо вышеуказанного, еще и единую валюту, единую армию, единый стратегический план экономического развития, единую внешнюю политику.