УПЦ КП плюс УАПЦ и еще немного МП — получается ПЦУ

Рождество украинцы отмечали уже с «собственной» православной церковью, за что почетный патриарх Филарет получил от президента Порошенко звание Героя.


Предстоятель новой церкви Епифаний пока звания патриарха не имеет. © Фото с сайта president.gov.by

В Киеве 7 января была самая настоящая рождественская погода — прямо по Гоголю. Безветренно, тихо падающий крупными хлопьями снег, повсюду разнаряженные рождественские елки, огни, гирлянды. Тихо и красиво. Но было еще кое-что. Пусть это прозвучит как штамп, но настоящим центром притяжения для киевлян стала Софийская площадь. Там, в Софийском соборе, был выставлен на всеобщее обозрение привезенный из Стамбула накануне ночью Томос — документ, дающий Православной церкви Украины (ПЦУ) право именоваться самостоятельной поместной церковью — наравне с 14-ю другими православными церквями мира.

Таксист, который вез нас на Софийскую площадь, конечно, не мог остаться в стороне от темы. «Ну вот кто бы объяснил мне, почему этот Томос так важен?! Да, я понимаю, что это историческое событие, но все равно не въезжаю во все тонкости. Однако, что он даст для меня, для моей семьи?» — риторически спрашивал нас примерно 40-летний мужчина. А потом, помолчав, сказал как бы сам себе: «По крайней мере, теперь хоть Москва через церковь не будет украинцам свою политику пропихивать».

Софийская площадь была такой же, как и все рождественско-новогодние праздники, да и как 15 декабря, когда проходил объединительный собор ПЦУ, где ее предстоятелем избрали митрополита Епифания (Думенко): киоски с глинтвейном, кофе и сувенирами, карусели, сцена, большие видеоэкраны, елка. Только в толпе гуляющих почти не было священников, в изобилии присутствовавших тогда. А еще — всю площадь пересекала, извиваясь и растянувшись на несколько сотен метров, огромная людская очередь. Люди стояли, чтобы увидеть Томос — документ был выставлен на всеобщее обозрение в Трапезном храме Софии Киевской.

Фото Михаила Петровского ИА «Росбалт»

Впрочем, финальный акт шоу под названием «Украина получает свою поместную церковь» начался двумя днями ранее в Стамбуле. Там 5 января Вселенский патриарх Варфоломей подписал документ об автокефалии Православной церкви Украины. На следующий день митрополит Епифаний в ходе богослужения в храме Святого Георгия на Фанаре получил из рук Варфоломея посох и долгожданный Томос. На всех событиях присутствовала большая украинская делегация во главе с президентом Петром Порошенко и спикером Верховной рады Андреем Парубием.

В Киев Томос доставили в ночь на 7 января, и уже утром в древнейшем Софийском соборе прошла Рождественская литургия, на которой он был представлен всему народу. Перед этим Петр Порошенко с призывом «всех неравнодушных украинцев собраться 7 января в 10 утра на Софийской площади, чтобы совместно помолиться Господу Богу за то, что возродил и утвердил единую поместную Православную церковь Украины».

После праздничного богослужения Томос был выставлен в Трапезном храме Софии Киевской. Сразу же к нему образовалась огромная очередь, которую добросовестно отстоял и корреспондент «Росбалта». Удивило, насколько спокойно и мирно все проходило: никаких досмотров, металлоискателей, обшаривающих тебя взглядом правоохранителей. Несколько национальных гвардейцев и одна служебная собака мерзли в сторонке — и все. Ну, еще в центре Киева было немного больше полиции, чем обычно. По самым приблизительным оценкам МВД, за один только день 7 января посмотреть на Томос об автокефалии пришло не менее 150 тыс. человек.

Фото Михаила Петровского ИА «Росбалт»

Теперь митрополит Епифаний направит письма мира предстоятелям других поместных церквей с предложением наладить церковное (евхаристическое) общение. Впрочем, это произойдет не завтра. Впереди еще ряд «бюрократических» процедур, ради исполнения которых после пребывания в Киеве Томос вернется в Константинополь. Дело в том, что пока он подписан только Варфоломеем, а для окончательного вступления документа в силу его должны «заверить» все члены Святейшего синода Константинопольского патриархата.

«Нужно понимать: автокефалия Украинской церкви — это явление в основном имеет политическое содержание. Получение Томоса и внесение ПЦУ за 15-м номером в диптих (список церквей) Вселенского патриархата, оно символизирует окончательный уход Украины из „Российской империи“, — сказал „Росбалту“ журналист украинского издания „Левый берег“ Андрей Паливода. — Наверное, даже странно, что автокефалия не была оформлена много ранее, в конце 1990-х или в начале нулевых. Это говорит о том, что украинцы оказались очень медлительными в выстраивании своего национализма. Например, по сравнению с теми же прибалтами. Украинцы до сих пор не ушли из российского культурного пространства. В Киеве говорят преимущественно по-русски, много звучит российской попсы, а по телевизору показывают старые советские фильмы. Но все это неотвратимо уходит, и официальное оформление поместной украинской церкви — это крупнейший шаг „прочь от России“. Что бы не сделал Порошенко до или после, но в историю он уже вошел как глава государства, добившийся того, что казалось невозможным еще год назад — духовной независимости Украины».

Чтобы лучше понимать масштаб происходящего: после объединения Православная церковь Украины станет второй по величине в мировом православии. Об этом 6 января в интервью каналу «Прямий» заявил бывший уже предстоятель УПЦ КП, почетный патриарх ПЦУ Филарет, кстати, ставший Героем Украины — это звание ему присвоил Петр Порошенко. «Объединение всех православных украинцев обязательно наступит, другого пути нет. Раз есть государство и своя украинская церковь, православные должны принадлежать к этой церкви. Сейчас многие украинцы принадлежат к Русской православной церкви под видом украинской», — сказал он. И признал, что процесс объединения может затянуться. «Это не значит, что в Украине не будет РПЦ — будет, но она будет небольшой… Мы объединимся и создадим большую церковь. Украинская церковь после объединения всех православных украинцев будет второй после Русской церкви по величине. Это значит, что она будет играть в мировом православии соответственную роль, потому что она большая. И Украина через церковь укрепится», — сказал Филарет.

Впрочем, после проведения 15 декабря объединительного собора в Киеве в новосозданную Православную церковь Украины из УПЦ Московского патриархата перешли только 40 общин, в том числе 20 — в Винницкой епархии. «Есть общины, которые хотят перейти, но на них оказывается большое давление. Поэтому нужно решить юридические вопросы. На некоторых приходах документы еще готовятся. Поэтому на самом деле их больше», — утверждают в епархии. Четыре крупные общины в центре Украины также решили перейти к ПЦУ, а вот на востоке страны пока ни одна из них не выразила такого желания.

Фото Михаила Петровского ИА «Росбалт»

Вопрос, какому из центров православия будет подчиняться та или иная община — это еще и вопрос собственности на храмы, а значит и вопрос о деньгах. По украинскому законодательству храмы могут принадлежать либо государству (если они являются памятниками истории и культуры), либо самой религиозной общине (обычно это построенные недавно церкви), либо местной территориальной общине (младшая единица административно-территориального деления Украины). В первом случае государство само вольно решать, священникам какой церкви передать храм для проведения богослужений. Во всех остальных случаях вопрос «Чей храм?» должен решаться голосованием членов церковной общины либо местных жителей. Соответственно, каждое решение по церковной собственности будет индивидуальным. И эта «шарманка» может растянуться еще на долгие годы.

Пока конфликт сосредоточен вокруг крупнейших (и самых прибыльных) храмовых комплексов — Киево-Печерской лавры и Почаевской лавры. Администрация президента поручила руководству музея Киево-Печерской лавры и Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника подготовить иски в административные суды по прекращению аренды общинами УПЦ Московского патриархата. Одно из оснований — результаты недавнего аудита, который показал, что из этих храмовых комплексов якобы исчезло (утверждают, что перевезено в Россию) множество различных культурно-исторических ценностей.

Кстати, 6 января архиепископ УПЦ МП Климент заявил об отказе проводить службы вместе с Православной церковью Украины. «Новая церковь является неканонической религиозной организацией. Это означает, что как православная церковь, которая имеет власть совершать полноту всех таинств, эта религиозная организация таковой не является. Поэтому сослужить с религиозными деятелями этой церкви этой церкви мы не имеем никакой возможности», — сказал архиепископ.

Разумеется Московский патриархат (как и обещал) также не только не признал создание украинской поместной церкви, но и перестал поминать главу Вселенского патриархата Варфоломея в своих богослужениях, обвинив его в схизме (расколе). Интересно, что «ответки» пока не последовало: Епифаний помянул на литургии 7 января Московского патриарха Кирилла, пятого в диптихе, ибо в Томосе особо оговорено, что он обязан «не забывать» во время службы главу РПЦ, как и всех других предстоятелей поместных церквей. Сколько из них последуют примеру новоиспеченного митрополита Киевского и всея Украины, поминая его самого, пока вопрос открытый. 

Михаил Петровский, Киев


Ранее на тему Митрополит УПЦ похвастался, что после его «проклятия» умерли четыре человека

Митрополит УПЦ назвал власти Украины «врагами Христа»

Филарет: Православная церковь Украины обязательно получит статус патриархата