Posted 16 января 2019,, 07:00

Published 16 января 2019,, 07:00

Modified 31 января, 21:50

Updated 31 января, 21:50

Чего ждать Москве и Пекину от «тропического Трампа»?

16 января 2019, 07:00
Победа Жаира Болсонару на президентских выборах в Бразилии может привести к выходу этой страны из БРИКС либо к попытке подрыва блока изнутри.

Победа на президентских выборах в Бразилии отставного военного, ультраправого политика Жаира Болсонару радикальным образом изменит как внутреннюю, так и внешнюю политику страны. Социалистическая рабочая партия, управлявшая Бразилией десять лет, считалась политическим антагонистом США и больше тяготела к Москве и Пекину, находясь с ними в экономическом альянсе БРИКС (Россия, Китай, Бразилия, Индия, Южно-Африканская Республика). А Болсонару, напротив, поддерживает США и Израиль (он даже пообещал перенести бразильское посольство в Иерусалим), образцом для подражания называет Дональда Трампа и экс-президента Перу Альберто Фухимори, осужденного за многочисленные преступления.

Оппонентами Болсонару воспринимается как фашиствующий политик. Ему припоминают главный лозунг его предвыборной кампании, калькированный с немецкого, но с расширением темы: «Бразилия превыше всего, а Господь превыше всех!» СМИ уже окрестили его «Трампом из тропиков» и растиражировали высказывания, в которых он выступил против миграции, за свободное владение оружием, смертную казнь и пытки в тюрьмах как «законную практику».

Он также объявил войну «установлению социализма» в регионе. Почему-то с диктатурой социализма он прямо увязал проведение Россией военных учений в Венесуэле. Вооруженные силы Бразилии новый президент назвал «последним препятствием для социализма». «Если они сломают нам позвоночник, они установят здесь этот режим», — сказал он.

Говоря о вооруженных силах. В интервью телекомпании SBT он не исключил возможность размещения на территории Бразилии военной базы США, что нашло положительный отклик в Вашингтоне. Но вскоре другое издание проинформировало, что Болсонару «успокоил» своих генералов тем, что в его президентство размещение американской военной базы не планируется. По всей вероятности, это «новое решение» было продиктовано недовольством в определенных военных кругах Бразилии перспективой появления на ее территории военного объекта США.

Но каково будущее Бразилии в контексте ее членства в БРИКС в свете «новой ситуации», включая ориентацию на США, недовольство Россией и резкую критику нового президента в отношении Китая, которую, правда, ему пришлось впопыхах «затушевать» — все же эта страна является главным торговым партнером его страны. Не выйдет ли Бразилия из БРИКС, ненавистного США, или напротив — станет активнее в этом блоке, дабы подорвать его изнутри?

Есть и третий вариант: Бразилия может ограничить свою активность в БРИКС и перейти к режиму двусторонних отношений с его участниками, однако с оглядкой на политическую конъюнктуру. Если Россия продолжит поддержку Венесуэлы (в первую очередь — военную), это, конечно, отразится на ее отношениях с Бразилией. Их охлаждению послужит, разумеется, и давление США на Болсонару. Москве в таком случае придется смириться, поскольку рычаги воздействия на Бразилию у нее отсутствуют. Сложнее обстоит дело с Китаем — Бразилия, с точки зрения экспорта своей продукции, находится в большой зависимости от рынка КНР. А также от китайских инвестиций — особенно в области энергетики, горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства.

Так что новому президенту придется выбирать между экономической целесообразностью и политической верноподданностью Вашингтону. Последний, вероятно, сделает все, чтобы полностью «увести» Бразилию из БРИКС. Уверенность в том, что Бразилия, вся Латинская Америка, да и весь мир должны во всем подчиняться политике США, все еще непоколебима для официального Вашингтона.

С другой стороны, Бразилия может исполнить роль «засланного казачка» в БРИКС, что будет возможно до поры до времени. А усилить свое влияние в этом объединении ей не удастся — в нем есть и более крупные «акулы». Собственно, что может потребоваться от «казачка»? В первую очередь, нейтрализовать стремление России и Китая утвердить БРИКС в качестве одного из противовесов американскому влиянию и усилить гегемонию США. Так что вопрос, выйдет ли Бразилия из блока или останется в нем для его подрыва изнутри, пока остается открытым: новый президент вряд ли окончательно определился с ним, и не исключено, что его позиция будет меняться в соответствии с изменчивостью мировой политической и экономической конъюнктуры. Но в любом случае президентство Болсонару должно тревожить Москву и Пекин, да и БРИКС в целом.

Но что ждет саму Бразилию? Когда новый президент рассуждает об угрозе социализма и коммунизма, от его вербального ряда сильно пахнет ностальгией по военной диктатуре, при которой Бразилия жила более двадцати лет, до 1985 года. Другой вопрос, позволят ли влиятельные политические силы страны утвердить в ней новую диктатуру, несмотря на поддержку Болсонару американцами. Ситуация сейчас ассоциируется с временами Пиночета в Чили, которого США тоже активно поддерживали. Чилийцы терпели Пиночета 16 лет. А сколько времени продержится Болсонару, для победы которого, подчеркнем, потребовался второй тур голосования? Во всяком случае, первый его президентский срок не может превысить четырех лет.

Ирина Джорбенадзе