Posted 28 января 2019,, 06:55

Published 28 января 2019,, 06:55

Modified 30 марта, 17:39

Updated 30 марта, 17:39

Если Алиев — «старый разбойник», то кто же Пашинян?

28 января 2019, 06:55
Встреча президентов Азербайджана и Армении дала пищу для размышлений: то ли формируется дурная для Еревана повестка, то ли два лидера «надувают» друг друга.

Переговоры Ильхама Алиева и Никола Пашиняна в Давосе анонсированы не были. Понятно, однако, что встреча не была случайной и, так сказать, не «на ногах», поскольку продлилась она полтора часа. Пашинян написал на своей странице в Facebook, что в ходе «неформальной» встречи обсудил с Алиевым вопрос урегулирования карабахского конфликта, и что стороны «обменялись мнениями по текущей ситуации в переговорном процессе». В общем, никакой сенсации: Степанакерт не вернулся в состав Азербайджана, армяно-турецкая граница не открылась, и Алиев с Пашиняном не побратались.

Но потом Пашинян прилетел в Москву, и журналисты потребовали от него «развернутого ответа»: так о чем все же беседовали. На это президент Армении ответил, что разглашать содержание разговора «неприемлемо с этической точки зрения». И вообще, это было «просто общение», и ни он, ни его азербайджанский коллега никаких результатов от него не ждали. В общем, потрепались и разбежались.

Но точка на этом поставлена не была. Армянская общественность потребовала ответа на вопрос, почему ее заранее не оповестили о встрече с Алиевым, и Пашиняну снова пришлось прибегнуть к Facebook — на сей раз, посредством «прямого эфира». По его словам, сопредседатели Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию рекомендовали не избегать встреч с Алиевым на том или ином мероприятии: «Это неофициальные встречи, их нельзя рассматривать как официальный старт переговоров». Что и произошло в Давосе. Там, как и на всех предыдущих встречах с Алиевым, поведал армянский премьер, обсуждалась история переговорного процесса, возможности создания условий для урегулирования, имеющиеся препятствия и т. д.

Да, Пашинян допустил ошибку в контексте экскурсов в историю переговоров, и тут же был пойман на ней. Заместитель председателя бывшей правящей Республиканской партии Армении Армен Ашотян сказал в беседе со Sputnik: «Неясно, почему в последний момент в Давосе Пашиняну и Алиеву предлагают встречу, почему армянское общество должно узнавать об этом из интервью премьера российскому агентству. Где обещанная прозрачность, которой он так гордится? Что значит, полтора часа говорили о предыстории переговоров вокруг карабахского конфликта? Неужели Алиев — тот, от кого Пашинян на восьмом месяце правления должен узнавать предысторию переговорного процесса?! Почему он предпочитает получать эту информацию не от Сержа Саргсяна или Эдварда Налбандяна (бывший глава Армении и экс-министр иностранных дел республики — И.Д.), а от Алиева?»

Вывод оппонента армянского премьера таков: у него «имеется недостаток в информации, опыте и знаниях». Он также отметил, что Пашинян, как и МИД Армении, последовательно и мастерски избегает содержательного разговора о нынешнем этапе переговоров по Карабаху. Новые власти, сказал Ашотян, периодически дают повод для углубления опасений, связанных с карабахским урегулированием. По его словам, с одной стороны, они расшатывают армянские позиции в переговорном процессе, а с другой — не предлагают понятных альтернатив.

В общем, давосский тет-а-тет лидеров враждующих стран вызвал в Армении, и не только в ней, множество толков. Надо думать, почва для них была предварительно удобрена участившимися многочасовыми встречами глав МИД Армении и Азербайджана; настойчивыми разговорами о том, что власти двух стран должны готовить свои народы к миру; «крамольным» высказыванием шефа азербайджанского внешнеполитического ведомства Эльмара Мамедъярова — он выразил «надежду на подвижки» в выводе в 2019 году вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана и на нормализацию отношений между двумя странами. Эта «надежда» была воспринята в Ереване как «заговор» против Армении и, соответственно, преступный «сговор» Азербайджана с Россией, сильно разочарованной в революционной армянской власти и не доверяющей лично Пашиняну. Однако активизация заглохшего было переговорного процесса — налицо, и, по мнению политолога Ильгара Велизаде (цитата из Sputnik), стороны намерены обеспечить его «новой повесткой», характеризующейся «оптимистическими элементами».

Примечательно, что когда переговорный процесс увядает, все, включая Ереван, бьют тревогу, а когда он возобновляется и «дает надежду» на мир, тревога нарастает. Но в любом случае участившиеся контакты сторон, даже «неформальные», лучше их отсутствия — по крайней мере, они позволяют обеспечивать относительную стабильность в конфликтной зоне. Но это вызывает раздражение в определенных политических кругах, включая западные, которых больше бы устроила военная развязка конфликта, а не «заговаривание зубов», расцениваемое как надувательство Алиева Пашиняном и наоборот. Что ж, если «надувательство» оттягивает войну и дает возможность выиграть время для мирного урегулирования, в этом нет ничего предосудительного. Ну, а если речь идет об «антиармянском заговоре»?

Как заявил Lragir председатель Христианско-демократической партии Армении Левон Ширинян, комментируя давосскую встречу, «крутых поворотов» со стороны международного сообщества в карабахском урегулировании быть не может, однако его давление нарастает. Так что «Стороны просто общаются в порядке ознакомления. Алиев — старый разбойник, но и наш не наивен. У нас нет поводов не верить Пашиняну. Мы привыкли, что власти вводят нас в заблуждение, и по инерции продолжаем так думать. Но я не вижу особого заговора».

Если под таковым подразумевается некий план урегулирования карабахского конфликта при активном участии России, реально являющийся единственной дееспособной посреднической стороной, то он, вероятно, есть. Но если на реализацию планов Москвы и Баку Армения все же согласится, тогда это уже не «заговор», а компромисс, состоящий в начале возвращения оккупированных территорий Азербайджану. Так что не исключено, что участившиеся переговоры азербайджанского и армянского руководства направлены на торг по компромиссам. Соответственно, его деталей не озвучивают ни Алиев, ни Пашинян. Зато не молчат эксперты.

В частности, армянские СМИ растиражировали, а азербайджанские — подхватили комментарий российского политолога Станислава Тарасова по давосской встрече. А сказал он следующее: «Несмотря на утверждение, что детали не обсуждаются, мы взрослые люди и прекрасно понимаем, что если нет конкретного предмета для разговора, то говорить не о чем. В последние месяцы этот процесс — встречи, которые длятся часами, — показывают, что идут серьезные обсуждения, идет „торг“ вокруг конкретного проекта, он на столе переговоров».

По наблюдениям политолога, в Давосе «Алиев был очень радостным, а Пашинян подавленным, поскольку Алиев выигрывает эту партию. В настоящее время они говорят о механизмах доверия. В июне Пашинян и Алиев подпишут соглашение по Карабаху, в котором армянская сторона посредством непрямых компромиссов вынуждена будет уступить несколько районов». Ну, а затем Анкара ратифицирует армяно-турецкие протоколы, восстановятся дипломатические отношения. То есть частично или полностью будет реализован так называемый «план Лаврова», о котором глава российского МИД говорит, что такового не существует.

Что в таком случае произойдет в Армении и в Нагорном Карабахе? С уверенностью можно сказать, что там никто не вспомнит ни о политической, ни о дипломатической, ни о гражданской «этике», о которой совершенно справедливо печется Пашинян в контексте неболтливости, касающейся содержания бесед с Алиевым. Думается, нетрудно догадаться — произойдет новая революция. И ее жертвой станет именно Пашинян, если только Москва не прикроет его в знак благодарности за «консенсус» с Баку. Да и в таком случае удержаться во власти он вряд ли сумеет.

Впрочем, в сговорчивость Пашиняна не верит российский аналитик Григорий Трофимчук, о чем он и сообщил азербайджанскому изданию Haqqin. По его мнению, позиция нового руководства Армении по Карабаху с самого начала «была более жесткой по сравнению с формальным сидением Сержа Саргсяна и его министра иностранных дел за переговорным столом. Поэтому Азербайджану вряд ли можно рассчитывать на какие-то позитивные изменения в этом процессе, и уж тем более — на передачу земель».

Что ж, лето не за горами, а «шпаги» «разбойника» Алиева и «не наивного» Пашиняна уже можно считать скрещенными. И «международный арбитр» в лице России тоже давно назначен. От его действий на «фехтовальной дорожке» во многом будет зависеть исход боя.

Ирина Джорбенадзе