Posted 6 февраля 2019,, 12:59

Published 6 февраля 2019,, 12:59

Modified 31 января, 22:01

Updated 31 января, 22:01

Зачем России нужна вторая база в Киргизии

6 февраля 2019, 12:59
Республика не граничит с Афганистаном, откуда можно ожидать прорыва исламских боевиков. Значит, новый военный объект предназначен и для других целей.

В марте президент России Владимир Путин посетит Киргизию с государственным визитом, в ходе которого, возможно, будет обсужден вопрос открытия на территории страны второй военной базы РФ. Об этом, передает ТАСС, сообщил посол Киргизии в России Алибек Джекшенкулов. По его словам, вторая база может быть построена на юге страны в районе Ферганской долины, то есть вблизи Афганистана, где в последнее время активизировались боевики запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство» (ИГ). «Поступают данные о передислокации боевиков ИГ … на территорию северных провинций Афганистана из сирийско-иракской зоны. Вероятность их прорыва в соседний Таджикистан и далее на нашу территорию, к сожалению, нарастает», — сказал он.

После распространения этой информации находившийся с официальным визитом в Бишкеке глава МИД России Сергей Лавров заявил: «Это не наша инициатива, … мы впервые о ней услышали». Он, однако, подтвердил готовность России обсудить ее с киргизскими властями.

Шеф российского внешнеполитического ведомства не совсем точен. Ранее министр обороны РФ Сергей Шойгу говорил о необходимости укрепления российских военных баз в Таджикистане и Киргизии, на что президент последней Сооронбай Жээнбеков быстро отреагировал, заявив, что Киргизия не против. «Наша позиция о необходимости открытия второй российской военной базы на юге республики нацелена на формирование коллективных сил реагирования на афганские угрозы — терроризм, экстремизм, наркотрафик и, кроме того, на повышение степени взаимодействия с войсковыми подразделениями Кыргызстана», — пояснил тогда Жээнбеков. Значит, вопрос все-таки назревал довольно долго, и отнести его к разряду неожиданных, услышанных «впервые», никак не получается.

Напомним, что на территории КР дислоцирована Объединенная российская военная база, состоящая из аэродрома в двух километрах от города Кант, узла дальней связи ВМФ РФ в Кара-Балте, испытательной станции противолодочного оружия в Караколе на Иссык-Куле и автономного сейсмического пункта в Майлуу-Суу. Но, видимо, в сегодняшних условиях террористической активности, исходящей из Афганистана, на границах которого сосредоточены боевики разных мастей, одной базы недостаточно, и у Киргизии, которая с Афганистаном не граничит, но, тем не менее, находится под прямым ударом террористических группировок, недостаточно ресурсов для сдерживания натиска. Собственно, под угрозой находится не только вся Центральная Азия, но и Россия с Китаем.

По логике, вторая база может оказать помощь пограничникам силами мотострелковых войск и десантных подразделений. Ну, а место ее дислокации — юг, вероятно, выбрано потому, что он всегда считался довольно тяжелым регионом с точки зрения «комфортности» для террористической деятельности — и в смысле экономической и идеологической отсталости, и по причине горного рельефа. Для новой базы, возможно, больше бы подошел небольшой городок Баткен у границы с Таджикистаном — прецедент ее прорыва боевиками уже имел место в 1999 году. Либо Ош, где в советское время дислоцировалась горно-стрелковая бригада. Инфраструктура там более или менее сохранилась, включая аэродром и полигоны. В общем, еще одна военная база России или ОДКБ, в свете событий в Афганистане, вроде как нужна.

С другой стороны, в Таджикистане дислоцирован крупнейший зарубежный военный объект России — он размещен в Душанбе и Курган-Тюбе. Личный состав базы, по официальной информации, составляет около 8 тысяч военнослужащих. Объект оснащен серьезным вооружением, включая оперативно-тактические комплексы «Искандер-М», реактивные системы залпового огня «Ураган», приспособленные к горному рельефу, и т. д. Поэтому некоторые эксперты считают, что в открытии второй базы РФ в Киргизии нужды нет — скорее, на юг республики следует перенести уже имеющуюся.

Словом, на сегодняшний день совершенно очевидно, что нынешняя киргизская власть активно лоббирует открытие у себя второй базы, а Россия делает вид, что «надо подумать». Не исключено, что в контексте открытия второго военного объекта в КР для нее актуальнее не вопросы безопасности, с которыми она в состоянии справиться и имеющимися силами, а расширения своего военного присутствия в Центральной Азии, на которую нацелены и США. Напомним, в свое время американцы «пользовали» в Киргизии военно-воздушную базу Манас, обскакав таким образом Россию. И только после смены власти в республике военных США вынудили уйти.

Есть также мнение, что России целесообразнее открыть военную базу в Таджикистане или Узбекистане — его в эфире радио Sputnik озвучил руководитель Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович. Он убежден, что инициатива открытия второй базы в Киргизии исходит не от Москвы, и предложение Бишкека свидетельствует о том, что присутствие России в Центральной Азии и ее миротворческая роль в регионе востребованы. «Очевидно, что в рамках обеспечения безопасности целесообразнее усиливать или создавать базы в Таджикистане либо Узбекистане, поближе к неспокойной границе с Афганистаном. Но, возможно, вопрос открытия базы в Кыргызстане тоже будет обсуждаться, так как вывод американских войск из Афганистана означает усиление угрозы. США стремятся вывести войска, пока ситуация не вышла из-под контроля, и переговоры американцев с „Талибаном“ только подтверждают это», — сказал эксперт.

Говоря об интересах Киргизии в контексте второй базы. Юг страны назван не случайно, и не только из-за его террористической «перспективности». Если Россия все же откроет там второй военный объект, ей придется изрядно потратиться на его обустройство и развитие, и деньги эти пойдут на благо такому депрессивному и безработному региону, как юг. Это меркантильная часть вопроса. Но есть и политическая. В частности, Киргизия имеет немалый опыт «цветных» переворотов, и присутствие на ее территории дополнительной российской военной силы, которая, скорее всего, подхлестнет инвестиционную активность бизнеса РФ в КР, может сдержать «горячие головы»: в республике полно неправительственных организаций, существующих на иностранные деньги.

На днях в Бишкеке с президентом Жээнбековым встретился глава МИД РФ, а потому уже стало известно, что в рамках мартовского визита в республику Путина состоится заседание киргизо-российской межправительственной комиссии, конференция с участием более 500 представителей бизнеса обеих стран. Судя по экономической повестке, стороны, скорее всего, акцентируют внимание на участии РЖД в строительстве магистрали «север-юг», проектах в области энергетики с привлечением российского капитала. И, как водится, дыма без огня не бывает: «гвоздем» визита Путина с большой вероятностью станет тема открытия в Киргизии второй российской военной базы. Однако подробности этого «сюжета» вряд ли станут известны очень скоро.

Ирина Джорбенадзе