Posted 12 февраля 2019,, 17:14

Published 12 февраля 2019,, 17:14

Modified 31 января, 22:04

Updated 31 января, 22:04

Москва нащупала в талибах партнеров

12 февраля 2019, 17:14
Судя по всему, недалек тот день, когда с одной из одиозных исламистских группировок, обосновавшейся в Афганистане, Россией будет снято позорное клеймо.

Во вторник СМИ сообщили, что специальный представитель президента РФ по Афганистану, директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов заявил, что Москва готова пересмотреть свое отношение к афганскому движению «Талибан», запрещенному на территории РФ и внесенному в «Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими».

Как следует из сказанного Кабуловым, время, когда Россия официально сделает это, уже не за горами. «Мы в принципиальном плане готовы, но это вопрос консенсуса», — сказал высокопоставленный сотрудник российского МИДа, имея в виду достижение договоренностей в рамках Совета Безопасности ООН. Дело в том, что он увязал признание талибов Россией с аналогичным шагом со стороны членов Совбеза ООН, прежде всего, всех пяти его постоянных членов. «Если мы договоримся, то да, время, видимо, для этого наступило», — считает Кабулов.

Между тем, обсуждая эту деликатную тему, надо не забывать, что талибы все еще считаются террористической группировкой не только Россией, но и ООН. Во-вторых, несмотря на это, РФ на днях предоставила площадку для межафганского политического переговорного процесса, на которой собрались разные политические силы современного Афганистана, включая представителей «Талибана». Более того, по информации издания afghanistan.ru «Межафганский диалог», прошедший в Москве, станет регулярным. Формально, официальные российские представители в этой встрече участия не принимали, однако сам факт проведения ее в таком формате говорит за себя.

Обозреватель «Росбалта» попросил экспертов ответить на вопрос, почему Москва, которая все еще считает талибов террористами, именно сейчас активизировала тему их признания и каковы общие перспективы межафганского мирного урегулирования.

По словам руководителя научных исследований института «Диалог цивилизаций» Алексея Малашенко, «мир не стоит на месте», и «те талибы, которые пришли к власти в Афганистане в 1996 году, совсем не те, что там сейчас». По его мнению, отличие состоит в том, что талибы образца 1996 года «захватывали власть, а эти постепенно начинают думать о том, как примириться и построить национальное государство».

Он полагает, что у нынешних представителей «Талибана» более мирные задачи. «Да, понятно, что они не признают Гани (действующий президент Афганистана Ашраф Гани —„Росбалт“), тем не менее они — гигантский политический фактор. Талибы сейчас, как и во времена Советского Союза, продолжают контролировать большую часть своей страны, поэтому то, что с ними надо вести разговор — это однозначно. Это давно все поняли — и мы, и американцы, и китайцы и все остальные. Поэтому относиться к ним также как раньше — это не по уму», — сказал Малашенко.

Нынешние контакты с талибами в Москве востоковед считает «совершенно нормальными, потому что они (талибы) никуда не денутся, всех их перебить невозможно и выслать невозможно, а значит, надо общаться».

Отвечая на вопрос о том, насколько вероятно признание талибов на международном уровне, Малашенко напомнил, что «американцы давно ведут с талибами переговоры, вопрос в том, какие формы это будет принимать». Говоря о послевоенном политическом урегулировании, эксперт прогнозирует, что «в конечном счете, мы получим в Кабуле какую-то коалицию, где большинство будет за умеренными талибами, а также какие-то остатки той власти, которая там сейчас».

«Все к этому идет. Единственная альтернатива — это вечная гражданская война», — отметил Малашенко.

Эксперт по Ближнему Востоку и США, главный научный сотрудник Института Европы РАН Александр Шумилин полагает, что Россия начала диалог с талибами, потому что среди них «нащупали партнеров, определенную группу, установили контакты и связи и наладили переговорный процесс».

Он так же, как и Малашенко напомнил, что-то же самое делают и американцы, причем переговоры с талибами они начали раньше, чем российская сторона. «В сложившихся условиях сохранение запрета на контакты будет препятствовать процессу политического урегулирования в Афганистане», — отметил эксперт.

Шумилин напомнил, что до недавнего времени «сохранение за талибами статуса террористов было одним из инструментов воздействия на них». Однако теперь, по его словам, «похоже, что время действия этого инструмента истекло и снятие этого ограничителя в складывающейся обстановке не должно иметь сильно негативного резонанса».

При этом он прогнозирует, что достижение консенсуса ведущих мировых держав в Совете Безопасности ООН по вопросу признания талибов, о чем говорил представитель российского МИД Кабулов, вполне вероятно.

Александр Желенин