Posted 21 февраля 2019,, 15:30

Published 21 февраля 2019,, 15:30

Modified 31 января, 22:09

Updated 31 января, 22:09

Токио вернулся под крыло Вашингтона

21 февраля 2019, 15:30
Размещение в Японии наземной версии системы ПРО «Иджис», которую ненавидят в России, делает дебаты о заключении мирного договора бессмысленной затеей.

Министр иностранных дел Японии Таро Коно подтвердил, что его страна закупит и разместит на своей территории американские противоракетные комплексы «Иджис Эшор» (Aegis Ashore). Это сухопутная версия корабельной системы «Иджис», которой вооружены несколько эсминцев Морских сил самообороны Японии. Что касается наземной версии — Aegis Ashore, то эти комплексы развертываются в Румынии и Польше. При этом Москва утверждает, что они могут использоваться для запуска крылатых ракет «Томагавк» с ядерными боеголовками, то есть это не только оборонительное, но и наступательное оружие.

Выступая в среду с посланием Федеральному Собранию, президент РФ Владимир Путин заявил, что это очень серьезная угроза, в ответ на которую Россия будет вынуждена создать виды вооружений, которые могут быть использованы «в отношении тех территорий, где находятся центры принятия решений о применении угрожающих нам ракетных комплексов». Россия полагает, что в Румынии и Польше могут быть размещены в общей сложности 48 американских крылатых ракет «Томагавк» в ядерном оснащении, об этом в интервью телеканалу «Россия 24» сообщил замглавы МИД России Сергей Рябков. «Мы не можем игнорировать такую угрозу», — подчеркнул замминистра.

Что касается Японии, то план покупки двух комплексов Aegis Ashore для защиты от Северной Кореи, активно развивающей свою ракетно-ядерную программу, Токио одобрил в декабре 2017 года. Теперь же Коно специально подчеркнул, что закупаемые комплексы не будут обладать возможностью запуска ракет «Томагавк», а предназначены лишь для перехвата баллистических ракет.

Тем не менее, заявление главы японского МИД было сделано в тот момент, когда США и Россия обмениваются взаимными обвинениями в нарушении Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), а президент РФ Владимир Путин предложил Соединенным Штатам уничтожить их пусковые установки для управляемых ракет Мк-41, являющихся взаимозаменяемой частью Aegis Ashore. Кроме того, Таро Коно подчеркнул, что Япония не является участницей ДРСМД, а стало быть, никакими правовыми рамками в этом плане не ограничена. Так что есть все резоны предполагать, что заявление главы японского МИД несет определенную политическую нагрузку, поскольку сделано не только в момент острого американо-российского конфликта вокруг ДРСМД, но и на фоне длящихся уже несколько месяцев двусторонних российско-японских переговоров о заключении мирного договора между Японией и Россией.

Напомним, что в июне 2019 в Осаке намечена очередная встреча японского премьер-министра Синдзо Абэ и российского президента Владимира Путина, на которой вновь будут обсуждаться условия заключения мирного договора, в том числе, и проблема «северных территорий» (островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряды Хабомаи). В то же время переговоры насчет мирного договора (а стало быть, и о судьбе спорных островов) последнее время пробуксовывают. Поэтому не исключено, что и Япония, и Россия, официальные представители которых раз за разом делают взаимонеприемлемые заявления, просто пытаются сейчас выйти из этих переговоров, не потеряв при этом лицо и обвинив в их срыве противоположную сторону.

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин сказал «Росбалту», что от размещения Aegis Ashore Япония ничего не приобретает: «Ей сказали их принять, она их и принимает».При этом, по мнению эксперта, вспоминать здесь о ДРСМД особого смысла нет: «Он прекращает свое существование. Поэтому какая теперь разница, кто что нарушает?».

Что касается непосредственно систем Aegis Ashore в Европе, то «формально на них действительно можно установить крылатые ракеты и в этом смысле это будет нарушением ДРСМД. Но установлены они там или нет, американцы проверить не дают». На вопрос, против кого в первую очередь могут быть нацелены японские комплексы Aegis Ashore —Северной Кореи или Китая — эксперт отвечает, что, возможно, и против тех, и против других.

Руководитель Школы востоковедения ВШЭ Алексей Маслов считает, что заявление главы министерства иностранных дел Японии, «это вопрос не про Россию и не про Северную Корею, а про саму Японию». Он считает, что в течение последнего года «Япония всячески пыталась играть самостоятельную партию. Она тонко намекала, что вопрос о передаче спорных островов, размещения или не размещения там ракет зависит исключительно от японской стороны». «Абэ делал заявления, которые формально показывают, что хотя его страна и находится в тесном контакте с США, она, как минимум, пытается играть абсолютно самостоятельную роль, особенно в Восточной Азии», — отметил эксперт.

В тоже время сейчас оказалось, что «Япония вынуждена была пойти на жесткое предложение США», — продолжает Маслов. «Спецпомощник Абэ по внешней политике Кацуюки Каваи внезапно заявил, что японцы рассчитывают на поддержку США в вопросе заключения мирного договора с Россией. Затем генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга заявил, что Россия нарушает договор о ДРСМД. То есть, по сути дела, он встал на позицию американской стороны. Таким образом, в течение января-февраля текущего года Япония, судя по всему, начала прогибаться под США, подчеркивая, что она все же находится в русле американской политики по всем ключевым вопросам», — говорит эксперт.

«У премьера Абэ была задумка — повысить самостоятельность Японии. То есть, с одной стороны, заключить договор с РФ и сбалансировать отношения с Китаем, затем, имея хороший договор с РФ, уменьшить связи с США и тем самым повысить роль Японии в Восточной Азии. Но здесь все было перепутано, потому что Россия настаивала на том, что у нас не может быть с Токио серьезных договоров, пока он является фундаментальным союзником США и пока Япония связана с Вашингтоном договорами, которые позволяют Штатам в любой момент размещать в Японии свои ракеты», — отмечает Маслов.

По его словам, «Абэ оказался в ситуации, когда с Россией договориться не удается, а Китай теснит Японию по всем позициям в Восточной Азии. Остается старый союзник — США, который предлагает Токио свои услуги. То есть, получается, Абэ все не так рассчитал, Япония не нашла возможности уменьшить влияние Соединенных Штатов. Соответственно переговоры с Россией о судьбе спорных островов и мирного договора откладываются на непонятное будущее». В итоге, говорит Маслов, Япония возвращается сейчас к тому статус-кво, в котором она находилась почти все годы после Второй мировой войны.

Беседовал Александр Желенин