Posted 8 марта 2019,, 18:19

Published 8 марта 2019,, 18:19

Modified 30 марта, 17:21

Updated 30 марта, 17:21

Компромат на Джукановича вновь разогрел Черногорию

8 марта 2019, 18:19
Беглый банкир Кнежевич, бывший спонсор власти, неожиданно стал одним из лидеров протеста.

Как сетуют черногорские старожилы, эта зима была у них довольно прохладной и щедрой на ветряные бури — особенно на Адриатическом побережье. Там кое-где даже стихия вырвала с корнями мощные деревья, а на домах не только сорвало черепицу, но и снесло крыши целиком. Однако наряду с природными аномалиями волнуется и местный социум. Четвертые выходные подряд тысячи людей, обычно неспешно проводящие время в кафанах (кафе), выходят на митинги протеста против власти. И не только в столице, но и в разморенных первым настоящим весенним теплом южных курортных городках.

Прологом для серии этого долгоиграющего протеста стал, несомненно, накал гражданского противостояния, пик которого пришелся на якобы попытку государственного переворота 16 октября 2016 г., в день общенациональных выборов в Скупщину. Вот краткое содержание событий, которые уже третий год катализируют революционные настроения масс. Как заявила генпрокуратура страны, в том октябрьском заговоре принимали участие граждане Сербии, России и Черногории. Целью государственного переворота, считают в правоохранительных органах, было отстранение от власти (путем убийства) тогдашнего премьер-министра Черногории Мило Джукановича, лидера правящей Демократической партии социалистов (ДПС). Предполагается, что заговорщики должны были устранить Джукановича и таким образом помешать «втягиванию» Черногории в НАТО. Генеральный прокурор Черногории Миловое Катнич заявил, что за попыткой свержения Мило Джукановича стоят «националистические структуры России» и что властям «также стало известно, что в нем были замешаны и российские государственные органы». На роль главаря банды был определен «офицер ГРУ Эдуард Шишмаков». Москва, конечно, все отрицает.

Почти год назад специальная прокуратура направила в Высший суд страны обвинительное заключение. В нем фигурируют 16 участников попытки госпереворота. Однако власть, не дожидаясь приговора, основательно взялась за своих оппонентов. Как сообщала газета Vijesti, одному из лидеров «Демократического фронта» Милану Кнежевичу (обвиняемому) пришла повестка о необходимости прибыть в тюрьму — его уже осудили, оказывается, за нападение на полицейского на митинге три года назад — в 2015-м. Уголовное дело об отмывании денег другим лидером «Демократического фронта» Небойшей Медоевичем и его соратниками тоже передано в суд. Оба — депутаты.

И обычно медлительная черногорская фемида довольно быстро арестовала оппозиционера Медоевича. Достать же Кнежевича не смогли — он скрывался в здании Скупщины (парламента). «Я избежал ночного ареста только потому, что сейчас нахожусь в забаррикадированном парламенте Черногории со своими коллегами-депутатами, — передавал избирателям Кнежевич. — В настоящий момент у здания дежурят полицейские машины, которые меня ждут. Сейчас нас (демократов) хотят отловить, как зверей на улицах». Он заявил, что добровольно не сдастся.

Арест одного лидера оппозиции и «охота» за другим и стали в декабре прошлого года спусковым крючком для волнений. Тогда в Подгорице на митинг протеста вышли около четырех тысяч человек — для крошечной, по российским меркам, Черногории с населением в 600 тысяч человек это не так уж и мало. Демонстранты надели желтые жилеты (по примеру французских) и прошли маршем по центральным улицам, требуя отставки Джукановича и свободы обвиняемым оппозиционерам. Демонстрации протеста продолжались перманентно всю неделю, и власть, в конце концов, сдалась. Конституционный суд Черногории приостановил решение Апелляционного и Верховного судов о заключении лидеров оппозиции. Медоевич вышел из тюрьмы на свободу, а Милан Кнежевич смог безопасно покинуть здание парламента.

И вот временное посленовогоднее затишье сменилось нынешними неожиданно бурными протестными акциями. Однако на этот раз, похоже, вдохновителями новой антиправительственной волны стали отнюдь не оппозиционеры. Официально ее организатором выступило гражданское движение «Сопротивляйся 97 000», которое вывело людей на улицы, в том числе и через социальные сети. За бурным всплеском митинговой борьбы с коррупцией, по мнению властей, стоит известный черногорский предприниматель Душко Кнежевич (не путать с депутатом Миланом Кнежевичем), бывший глава крупнейшей финансовой компании страны Atlas Group. В декабре 2018-го Центральный банк Черногории ввел в ней временную администрацию, а прокуратура обвинила банкира в мошенничестве, отмывании свыше полумиллиарда евро и уклонении от уплаты налогов.

Тысячи вкладчиков Atlas Banka до сих пор не могут получить свои деньги. Однако самому Кнежевичу удалось бежать в Великобританию. И уже глядя из Лондона, банкир разразился потоком обвинений в коррупции в адрес членов правящей партии, власти и лично президента Мило Джукановича. В частности, вот что он заявил недавно хорватскому изданию Vecernij list: «Он (Джуканович) — настоящий теневой партнер и владелец всех больших туристических комплексов, имеет доли в банках, шахтах, во всех проектах, где вложены большие инвестиции. Через свою сеть он получил деньги от продажи Telekom (национального оператора связи) и Elektroprivreda Crne Gore (национальной энергетической компании). Всего того, что я до сих пор обнародовал, уже достаточно для его немедленного ареста». В ответ власти Черногории объявили Кнежевича в международный розыск через Интерпол. Это, однако, не помешало ему на днях обратиться с письмом к главе британской дипломатии Джереми Ханту, в котором он уверяет адресата, что Мило Джуканович, его брат Ацо и сестра Анна хотят отобрать у него бизнес. И только это и является причиной всех его неприятностей. По всей видимости, копию письма беглец передал оппозиционной газете Vijesti, которая обильно цитирует его.

«Кульминацией этого столкновения (с Семьей Джукановича) в 2018 году стало злоупотребление государственными учреждениями, которые третировали моих сотрудников, ввели временное управление в моих банках и довели их до банкротства, выдвинули ложные криминальные обвинения против меня и моих сотрудников», — пишет Кнежевич главе британского МИДа, добавляя, что эти действия затронули более 70 000 международных клиентов, в том числе и граждан Соединенного Королевства. Он утверждает, среди прочего, что «кампания по его преследованию политически мотивирована» и что доказательством этого является недавнее вторжение полиции по указанию властей в офис принадлежащего ему телеканала А1. Кнежевич утверждает, что действия власти, предпринятые против него лично и его бизнеса, являются симптомами глубоких проблем в Черногории, которая стремится в Европейский союз.

Многие международные обозреватели поспешили назвать происходящее в Черногории народной революцией. Другие — инспирированной «цветной». Но инспирированной не Россией. Однако, судя по всему, это не то и не другое. Скорее всего, можно говорить о борьбе старых кланов за передел собственности. Ведь сам беглец утверждает, что в течение 30 лет он сотрудничал с властью и, по его словам, «многомиллионными суммами» финансировал правящую ДПС во главе с Джукановичем. Во что охотно верится, зная не понаслышке местные нравы. Десятилетиями банкир «сотрудничал» с властями, и только сейчас прозрел: ба, да все там погрязли в коррупции.

Милые бранятся, народ тешится. В роли социально-политического оружия, как всегда, используется недовольство масс. Понятно: люди хотят жить лучше (Черногория одна из беднейших стран Европы), и им все равно, что или кто стоит за организацией протестов. Они (особенно молодежь) давно хотят перемен: Джуканович и его «компания» у власти уже почти 30 лет. Так что, выходит, желания беглого банкира и тысяч людей совпали. Хотя большинство вышедших на улицы о такой подоплеке протестов, возможно, и не догадываются.

На недавних митингах в Подгорице и Будве люди предъявили президенту последний deadline (срок), пригрозив, что если Джуканович не подаст в отставку до 15 марта сего года, то 16-го они намерены «собраться и не расходиться». Интрига момента заключается в том, удастся ли Интерполу к этому времени арестовать и передать, по сути, в руки Джукановича беглого банкира, испустив таким образом протестный дух. Впрочем, подхватить накачку мехов недовольства властями в Черногории, используя праведный народный гнев, может, видимо, и какая-то другая заинтересованная в этом сила. Увидим.

Алла Ярошинская