Posted 22 марта 2019,, 14:46

Published 22 марта 2019,, 14:46

Modified 31 января, 22:23

Updated 31 января, 22:23

НАТО готовится жить в мире без ДРСМД

22 марта 2019, 14:46
На смену «Томагавкам» придут новые американские малозаметные крылатые ракеты среднего радиуса действия, которые начали разрабатывать при Дональде Трампе.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг в интервью «Интерфаксу» заявил, что в связи с фактическим прекращением действия Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), о приостановлении участия в котором заявили Россия и США, Североатлантический альянс готовится к жизни «с большим количеством российских ядерных ракет в Европе».

По его словам, «сегодня мы столкнулись с наиболее непредсказуемой ситуацией в сфере безопасности за многие годы». Он отметил, что «заявления России с угрозами нацелить ракеты на страны-члены НАТО, неприемлемы и контрпродуктивны. Ракетные системы 9М729 (оперативно-тактический комплекс „Искандер“, — „Росбалт“), разработанные и развернутые Россией, нарушают ДРСМД и создают значительные риски для нашей безопасности».

Столтенберг подчеркнул, что до окончания действия ДРСМД остается еще несколько месяцев и «у России еще есть шанс вернуться к соблюдению договора», хотя она и «не проявляет никакого желания вернуться к соблюдению ДРСМД». В то же время, по его словам, «НАТО готовится жить в мире, в котором больше нет ДРСМД» и «продолжит осуществлять надежное и эффективное сдерживание» и оборону Европы. Вместе с тем он дал понять, что размещать новые ядерные ракеты наземного базирования на континенте Альянс не собирается.

В связи с этим возникает вопрос о том, чем же конкретно может ответить НАТО на усиление ракетного потенциала России. Обозреватель «Росбалта» попросил рассказать об этом военных экспертов.

По словам главного научного сотрудника ИМЭМО РАН генерал-майора, доктора технических наук Владимира Дворкина, «если ДРСМД окончательно обрушится через пять месяцев, то европейцы не допустят появления любого американского ядерного оружия (на крылатых или баллистических ракетах) на своей территории».

«Тем не менее, заявление генсека НАТО понятно. Если договор все-таки рухнет, надо будет что-то размещать в Европе», — говорит генерал. По его мнению, «скорее всего, они займутся совершенствованием системы ПВО и ПРО, возможно, опять попросят или закупят у США „Пэтриоты“ (американский противоракетный комплекс, — „Росбалт“) или поставят еще в какой-то район ракеты-перехватчики системы „Иджис“ различной модификации».

Что же касается развертывания неядерных ракет в Европе, то, по мнению Дворкина, «если такое случиться, то, скорее всего, это будут крылатые ракеты типа „Томагавк“ наземного базирования с обычным оснащением. Вопрос только, когда это может начаться и масштабы развертывания».

Дворкин считает, что «Германия, например, скорее всего, будет против, но все будет зависеть от поведения России». Если в РФ начнут реализовываться «конкретные программы по размещению ракет „Калибр“ в наземном варианте, тогда можно ожидать развертывания неядерных наземных „Томагавков“, однако все это будет не раньше, чем через 2-4 года», — полагает эксперт.

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, считает слова Столтенберга пока «разговором ни о чем». Объекты ПРО в Польше и Румынии, как сейчас, так и в будущем будут предметом спора между российскими и натовскими военными. Последние, по его словам, продолжат утверждать, что на них могут быть размещены только противоракеты, а российская сторона, что эти объекты могут использоваться и под наступательные вооружения.

Реально же, считает Храмчихин, проверить это невозможно. По его словам, американская универсальная пусковая установка Mk 41 «тем и хороша, что на ней можно разместить как зенитные, так и крылатые ракеты и внешне определить это невозможно, другое дело, что крылатых ракет с ядерными боеголовками сейчас просто нет».

Независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр уверен, что НАТО «размещать в Европе сейчас, во-первых, нечего, а во-вторых, незачем». В то же время, говорит он, если, как в 1970-годы, будет принято политическое решение, то «американцам для начала потребуется такие ракеты подготовить и создать, на что понадобится, по меньшей мере, лет пять».

Дело в том, что «в отличие от России, которая создавала ракеты (средней дальности) в нарушение ДРСМД, американцы их не производили», — поясняет Фельгенгауэр.

«Можно, конечно, разместить в Европе „Томагавки“ морского базирования, переставив их на соответствующие грузовики, но в этом нет никакого военного смысла, тем более что ядерных „Томагавков“ морского базирования не существует в природе — все они были уничтожены во времена президента Барака Обамы, который выступал за одностороннее ядерное разоружение. Воссоздавать их заново не имеет смысла — это старая ракета 1970-х годов. Новое поколение американских крылатых ракет с дальностью до 5000 км и заметностью, как у стрекозы, будет, но его начали создавать только при Дональде Трампе», — добавляет он.

Неядерных ракет «Томагавк» достаточно на американских кораблях, поэтому размещать их в Европе на мобильных платформах особого смысла нет, отмечает Фельгенгауэр. «У нас аналогичных ракет на кораблях мало, потому что корабли маленькие, а у американцев на паре эсминцев их столько, сколько у нас „Калибров“ на всем Черноморском флоте. Плюс у них еще подводные лодки типа „Огайо“ имеют больше сотни ракет и оснащены теми же „Томагавками“. У нас ничего подобного нет — максимум 8 ракет на одном корабле. Нужно десять наших корветов, чтобы сравняться с одним американским эсминцем по этим вооружениям», — говорит эксперт.

Однако, продолжает Фельгенгауэр, «если наших „Калибров“ и мало, то это не так важно, потому что если они ядерные, то одна такая ракета заменяет сотню неядерных».

Александр Желенин