Posted 23 марта 2019,, 12:17

Published 23 марта 2019,, 12:17

Modified 31 января, 22:23

Updated 31 января, 22:23

Трампа заставят забыть про Голаны

23 марта 2019, 12:17
Американская элита сумеет затормозить произраильский шаг главы Белого дома, как и в случае с решением о выводе войск из Сирии, полагает востоковед Михаил Магид.

Заявление президента США Дональда Трампа о необходимости признания Соединенными Штатами Голанских высот, захваченных у Сирии в ходе Шестидневной войны 1967 года, территорией Израиля вызвало ожидаемую негативную реакцию как в Евросоюзе, так и в Москве. МИД Сирии, чьей территорией формально Голаны считаются до сих пор, на эти слова Трампа ответил, что они демонстрируют «слепую приверженность сионистам и безграничную поддержку их агрессивного поведения».

Напомним, что Трамп написал в своем Twitter: «Спустя 52 года для Соединенных Штатов пришло время полностью признать суверенитет Израиля над Голанскими высотами, которые имеют критическую, стратегическую важность и важность в сфере безопасности для Государства Израиль и региональной стабильности». Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поблагодарил главу американского государства. По его словам, «во времена, когда Иран пытается использовать Сирию в качестве платформы, чтобы уничтожить Израиль, президент Трамп смело признает суверенитет Израиля над Голанскими высотами».

Напомним, что в декабре 1981 года Кнессет принял закон, по которому Голанские высоты объявлялись израильской территорией, однако Совет Безопасности ООН не признал это решение и продолжает считать действия Израиля по отношению к Голанам аннексией.

О том, что произойдет, если США официально признают Голаны израильскими, обозревателю «Росбалта» рассказал эксперт по Ближнему Востоку Михаил Магид.

— Давайте начнем с предыстории вопроса.

— До 1967 года Голанские высоты были частью Сирии. Израиль занял этот район в ходе Шестидневной войны. В 1981 году парламент Израиля принял закон о распространении израильской юрисдикции на Голанские высоты, но ООН не признала это решение. При президенте Трампе риторика США в отношении Голан смягчилась, американцы стали назвать этот район не «оккупированным», а «контролируемым» Израилем, как это обозначено в отчете Госдепа по правам человека за 2018 год.

12 марта американский сенатор США Линдси Грэм во время своего визита в Израиль предложил Нетаньяху выступить с инициативой признания Соединенными Штатами Голанских высот частью территории Израиля. Наконец, 21 марта состоялся визит в Израиль главы Госдепа Майка Помпео. Во время встречи с Нетаньяху последний сказал, что пришло время для международного сообщества и США признать право Израиля на контроль над Голанскими высотами. Таким образом, можно видеть, что заявлению Трампа предшествовала длительная кампания.

— Почему именно сейчас Трамп решил поднять этот вопрос?

— У этого есть целый ряд причин. Во-первых, заявление Трампа связано с тем, что его администрация является самой произраильской за всю историю США. Семьи Трампа и Нетаньяху тесно связаны, дружны между собой. У них есть общий финансовый покровитель, мультимиллионер Шелдон Адельсон, который является одновременно кошельком Республиканской партии США, а заодно финансирует избирательную компанию Нетаньяху и его партии «Ликуд». Тому же Адельсону принадлежит бесплатная ежедневная израильская газета «Исраэль хайом» («Израиль сегодня») — наиболее массовая в Израиле, которая является рупором Биби (так называют в Израиле Нетаньяху). Ранее Трамп уже добился переноса посольства США в Иерусалим, который объявлен в Израиле единой и неделимой столицей, в то время, как палестинцы претендуют на его восточную часть.

Во-вторых, в Израиле 9 апреля должны состояться парламентские выборы. Партия «Ликуд» Нетаньяху идет, что называется, ноздря в ноздрю со своими оппонентами из так называемого «сине-белого блока» (политический альянс лидера партии «Еш Атид» («Есть будущее») Яира Лапида и бывшего главы Генштаба Армии обороны Израиля Бени Ганца — «Росбалт.»).

И хотя у коалиции крайне правых националистических партий и иудейских религиозных фундаменталистов, которая поддерживает Нетаньяху, шансы на победу несколько больше, чем у оппонентов, дополнительная поддержка Биби не помешает. Нет никаких сомнений в том, что это позволит ему укрепить свое положение. Теперь он может сказать: «Я — опытный дипломат, всего добиваюсь, я установил дружеские отношения с Кремлем, и теперь русские ПВО не стреляют в Сирии по израильским самолетам, когда те бомбят иранцев, я — близкий друг президента Трампа, и взгляните на то, что он делает — признал Иерусалим нашим, говорит о признании Голан». Для националистически настроенного израильского электората, а он преобладает, такие вещи — бальзам на сердце.

Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и внутреннюю ситуацию в США. Там действует мощнейшее произраильское лобби, которое влияет на политику не только Республиканской, но и Демократической партии. Влияние этих лоббистов так велико, что даже Барак Обама не смог его преодолеть, хотя и пытался. Радикальная произраильская линия Трампа может иметь некоторое влияние и на внутренние расклады в Америке, позволяя ему ослабить своих оппонентов. У Трампа может быть расчет и на это.

— Насколько велика вероятность, что США официально признают Голаны израильскими, учитывая то неприятие, которое вызвали слова Трампа, в том числе и у части союзников США, например, у европейцев?

— Прежде всего я сомневаюсь, что Трамп сейчас официально признает Голаны частью Израиля. Одно дело написать в Twitter, что США следует признать полный суверенитет Израиля над ними, как сделал Трамп, другое — официальное признание. Пойти на такой шаг США мешает то, что это решение может вызвать бурю негодования на Ближнем Востоке, как это уже было с заявлениями Трампа о переносе посольства США в Иерусалим. Между тем администрация американского президента сейчас готовит «сделку века» — новый план ближневосточного урегулирования, который США хотят огласить после выборов в Израиле. Заявление Трампа уже всколыхнуло Ближний Восток. А если он официально признает Голаны частью Израиля, это поднимет волну негодования еще выше и резко ухудшит вероятность заключения «сделки века».

Многие американские политики также воспримут этот шаг негативно. Дело в том, что такая позиция Трампа выставляет политику США в дурном свете. Нельзя, с одной стороны, отказываться признавать Крым российским, говорить о нарушении суверенитета Украины, а с другой, заявлять о признании Голан частью Израиля, а не Сирии, у которой Израиль их забрал силой. США пытаются играть в мире роль арбитра, сурового, но последовательного, так называемой «мягкой силы», добивающейся справедливости и демократии. А тут вдруг такое вопиющее противоречие. Правда, сам Трамп, может быть, и признал бы Крым российским, но сделать это он не в состоянии из-за позиции политической элиты и Конгресса США. Поэтому возникает явное и неудобное противоречие, подрывающее политику США в мире.

— Тем не менее слово сказано. И ни кем-нибудь, а руководителем самой сильной страны мира. Что дальше?

— Исходя из тех соображений, о которых я сказал выше, я склонен думать, что американская элита, политическая верхушка, постарается смягчить и обратить заявление Трампа вспять. Это происходит постоянно. Посмотрите, что случилось в Сирии. В декабре 2018 Трамп после беседы с президентом Турции Реджепом Эрдоганом принял решение о выводе войск из северной части Сирии. Там американские войска вместе с сирийским курдским ополчением YPG вели совместные операции против «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ). У тогдашних заявлений Трампа была определенная логика, о которой я говорил ранее в интервью «Росбалту». Однако, они вызвали негодование части американского руководства. Например, подал в отставку министр обороны США Джеймс Мэттис.

Возмутились и курды. Решение Трампа подставляло их под удар турецкой армии, о котором недвусмысленно заявил Эрдоган. Получилось, что курдское ополчение вместе с американцами взяли штурмом столицу ИГ Ракку, разрушили его военное присутствие в Сирии, потеряли много бойцов убитыми и вот теперь США просто бросают союзника, подставляя его под турецкий удар.

— Но тогда это решение Трампа было несколько смягчено…

— Да, в итоге окружение американского президента все же заставило его несколько смягчить позицию. Если изначально он хотел вывести войска (2000 человек) уже в январе, то сегодня 1000 американских военных продолжает оставаться в Сирии и пока никуда не уходят. Заговорили США и о зоне безопасности на севере Сирии, которая защищала бы курдов от турецкого вторжения.

Мне думается, что и сейчас не все будет однозначно с признанием Голан частью Израиля. Слишком серьезными могут быть последствия таких шагов для Америки. Во всяком случае, верхушка американского режима постарается смягчить последствия заявлений Дональда Трампа, как она уже много раз делала.

— А что будет, если он все же продавит это решение?

Это вызовет взрыв возмущения на всем Ближнем Востоке, как это было, когда США поддержали признание Иерусалима столицей Израиля.

Беседовал Александр Желенин