Posted 27 марта 2019,, 13:44

Published 27 марта 2019,, 13:44

Modified 31 января, 22:25

Updated 31 января, 22:25

Британия плутает, не в силах найти выход

27 марта 2019, 13:44
Правительство Терезы Мэй решило проигнорировать петицию о сохранении страны в составе Европейского Союза, которую подписало около шести миллионов человек.
Сюжет
Brexit

Правительство Великобритании намерено проигнорировать петицию о сохранении страны в составе Европейского Союза, которую подписало около шести миллионов человек. Кабинет министров в ответ на этот документ твердо заявил, что не станет просить ЕС отменить процедуру «развода», который, как планировалось, должен состояться уже 29 марта. И это несмотря на то, что уже сейчас понятно — ни до начала апреля, ни даже к лету, скорее всего, ничего не произойдет.

Речь точно идет как минимум об отсрочке, и премьер-министра Терезу Мэй (ее фамилия звучит как май по-английски) в карикатурах британская пресса уже называет Терезой Июнь, а то и вовсе Август. В Брюсселе же, то есть в штаб-квартире ЕС, якобы есть консенсус насчет того, чтобы отложить Brexit и вовсе до 31 марта 2020-го, то есть на год.

Что касается собственно петиции, то понятно, что она никакой юридической силы не имеет. Забавно, однако, отметить, что бывший лидер Партии независимости Соединенного Королевства (UKP) Найджел Фарадж, которого самого обвиняют в том, что его кампанию то ли поддерживала, то ли и вовсе косвенно спонсировал Кремль, теперь, ради дискредитации идеи сохранения Великобритании в ЕС утверждает, что подписи к петиции поступали буквально откуда попало, в частности, из России.

Не имеет никакой прямой юридической силы и позиция Палаты общин британского парламента, которая решила сама высказаться, наконец, о путях выхода из кризиса, сложившегося вокруг Brexit. Тут вообще стоит вспомнить, что после первого неудачного голосования по плану выхода из ЕС парламент сам себе запретил отстранять правительство от принятия этого стратегического решения.

Тем не менее, теперь британские парламентарии решили, не беря на себя никакой ответственности, все же порассуждать о том, как бы им хотелось покинуть Евросоюз и хотелось ли бы вообще. Палата общин, несмотря на недовольство правительства, рассматривает все возможные варианты и тут, что неудивительно, заметную роль играет оппозиция, которая вообще, в значительной части, выступает против Brexit и агитирует за новый референдум, а заодно и досрочные выборы.

Судя по соцопросам, делает она это не зря, поскольку поражение консерваторов в обоих случаях практически гарантировано. При этом нет никакой ясности относительно того, кто же поведет тори дальше — у них проблемы не только с поддержкой избирателей, но и с лидерством в партии.

Тереза Мэй растеряла всякую поддержку не только среди, так сказать, рядовых британцев или коллег по Консервативной партии, но даже и среди членов собственного кабинета. Чуть ли не половина министров, по неофициальной информации, выступают за ее отставку. Да и сама Мэй открыто предлагает депутатам компромисс — она уйдет с поста премьера, если парламентарии, наконец, поддержат согласованный ей в Брюсселе план по выходу из Европейского Союза.

Что это может означать на деле? В теории, тори, конечно, могут просто сформировать новое правительство. Но отставка Терезы Мэй также неизбежно укрепит позиции лейбористов, которые требуют проведения досрочных выборов. Выборы же приведут, как уже говорилось, практически к неизбежной смене власти. И что тогда?

План по Brexit, едва-едва согласованный, может снова отправиться на помойку. Британский парламент снова пересмотрит его, потому что сам процесс выхода еще толком к тому времени, скорее всего, начаться не сможет. Скорее всего, речь будет идти о смягчении условий выхода, а то и о новом референдуме. То есть, все снова вернется к тому состоянию, в котором Brexit находится сейчас.

Выходит, совершенно неважно, как будет голосовать британский парламент по вопросу о выходе из Евросоюза. Важно другое — необратимость, неизменность решения, которое рано или поздно будет принято, а вот этого как раз никто гарантировать не может. Ни Тереза Мэй, ни ее внутрипартийные оппоненты, ни, тем более, оппозиция.

Иван Преображенский