Posted 3 апреля 2019,, 15:12

Published 3 апреля 2019,, 15:12

Modified 30 марта, 17:09

Updated 30 марта, 17:09

Почему Эрдоган потерял столицы

3 апреля 2019, 15:12
Если что-то и может расшатать трон современного «турецкого султана», то это серьезное ухудшение экономического положения в стране, считает востоковед Ильшат Саетов.

Украинские президентские выборы заслонили собой другое важное событие, произошедшее в тот же день в соседней и для Украины, и для России стране. Это муниципальные выборы в Турции, где противники президента Реджепа Эрдогана победили на выборах мэров трех важных городов страны — столицы Анкары, интеллектуальной столицы — Измира, и крупнейшего мегаполиса этого государства — Стамбула.

Кандидат от оппозиционной Народно-республиканской партии Экрем Имамоглу заявил, что после подсчета 99,95% бюллетеней он опередил своего противника на выборах мэра Стамбула на 25755 голосов. По словам Имамоглу, «данные ЦИК очень близки к нашим собственным данным. Подтверждение их со стороны ЦИК нас обрадовало, то есть выборы были демократичные». Отметим, что Партия справедливости и развития (ПСР) президента Эрдогана проиграла выборы мэров в Стамбуле и Анкаре впервые за 25 лет. Между тем ПСР уже подала иск в апелляционный суд с жалобой на избиркомы, которые, по ее версии, «потеряли» голоса ее сторонников.

В стане оппозиции называют нынешнюю победу ее кандидата поворотным пунктом, сопоставимым с событиями 1994 года. Именно тогда Реджеп Эрдоган был избран мэром Стамбула, после чего и начался взлет его политической карьеры. Помимо этого ПСР Эрдогана проиграла выборы и в провинции Игдир, где она уступила прокурдской «Демократической партии народов». В целом же по стране ПСР победила с небольшим перевесом.

О том, что эти события значат для современной Турции и насколько победа оппозиционных кандидатов в крупнейших городах страны и части провинций поколебала сложившуюся здесь вертикаль власти, созданную за последние 16 лет Эрдоганом, обозревателю «Росбалта» рассказал научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Ильшат Саетов.

— Как вы прокомментируете результаты муниципальных выборов в Турции?

— Голоса избирателей в целом по стране разделились примерно 50 на 50 между «Альянсом народа», куда входит возглавляемая действующим президентом Партия справедливости и развития (ПСР) и националисты из Партии националистического движения (ПНД), с одной стороны, и оппозиционными силами, представленными блоком «Альянс нации», куда, в том числе, вошла оппозиционная Республиканская народная партия (CHP). Раньше эрдогановская ПСР сама могла обеспечить себе победу, а теперь с небольшим преимуществом она побеждает в альянсе с националистами из ПНД.

— То есть только альянс с другой партией дает возможность партии Эрдогана побеждать, да и то с небольшим преимуществом?

— Да, в целом по стране они сейчас набирают примерно 51%. Какое-нибудь число голосов они себе «натягивают». И так они побеждают на выборах с небольшим перевесом уже не первый год. Однако Анкара и Стамбул — это очень важные центры. Проигрыш двух столиц и Измира — чрезвычайно серьезный показатель. Это три самых важных центра Турции в экономическом, политическом, социальном, образовательном смысле.

Причем итоги выборов в Стамбуле являются самым главным и важным событием. Здесь партия Эрдогана не проигрывала 25 лет. Это крайне тревожный звонок для Эрдогана.

— Может теперь президент что-то начнет менять в стране?

— Я сомневаюсь, что он начнет проводить какие-то реформы, ослаблять гайки в Турции. Наоборот. Логика действий Эрдогана в последние восемь-девять лет понятна. Но стратегию они как-то будут менять.

— Можно ли сказать, что результаты нынешней «победы» Эрдогана — это предтеча его полного будущего поражения?

— Я думаю, что потерять власть Эрдоган может только в двух случаях. Первый — это естественная, биологическая причина; второй — причина экономическая. Политически он не проиграет. Тут Эрдоган очень продвинут — у него хорошие политтехнологи, да и сам он отлично разбирается в искусстве борьбы за власть. Поэтому, если нынешний статус-кво в экономике будет сохраняться, свое кресло он тоже, скорее всего, сохранит.

Однако ситуация в экономике Турции потихоньку ухудшается. Серьезных кризисов пока не было, но безработица среди молодежи выросла, упали средние заработки малого бизнеса. А поскольку в Турции, в отличие от России, люди в большинстве самозанятые, либо работают на небольших предприятиях (в малом бизнесе трудятся около 76% занятых граждан), то эти колебания в экономике очень на них влияют. К тому же конкуренции становится меньше, крупные компании все больше связаны с государством. Поэтому итоги нынешних выборов обусловлены экономикой.

— Каковы шансы Эрдогана победить на предстоящих в 2023 году президентских выборах?

— Я бы сказал так: при прочих равных у него чуть больше шансов проиграть на них, чем остаться у власти.

Беседовал Александр Желенин