«Запорожец» Маску не нужен

Информация о проекте превращения «мыльницы» и «горбатого» в гоночные болиды мощностью в 500 «лошадей» оказалась фейком. Но у «ЗАЗ», как выяснилось, все же есть перспективы.


Запорожский автозавод отказался «умирать», закончив предыдущий год с прибылью. © СС0 Public Domain

С шумом пронеслось по соцсетям на прошлой неделе сообщение о том, что Илон Маск запускает в производство новый бензиновый автомобиль на базе украинского автогиганта в Запорожье. Рекламировали легковушку «Запорожец» несуразной мощности в 480 лошадиных сил при объеме двигателя всего в полтора литра. Не успели читатели выдохнуть набравшийся в легкие от удивления воздух, как оказалось — это первоапрельская шутка.

Однако волна позитива в отношении «Запорожца» не закончилась полным разочарованием — среди фейковых новостей оказались и реальные. Несмотря на то, что в конце прошлого года СМИ сообщали о подготовке к торжественным «похоронам» народного автомобиля и вообще марки «ЗАЗ», — слухи о преждевременной кончине героя автомобильных анекдотов не подтвердились. Вместо фиксации факта ликвидации предприятия появились данные не просто о его реабилитации, но и о амбициозных планах на будущее.

АО «Запорожский автомобилестроительный завод», входящее в корпорацию «УкрАвто», завершило 2018 год с чистой прибылью в размере 1,07 млрд грн, тогда как в 2017-м убыток составлял почти 288 млн. Правда, в пресс-службе «УкрАвто» сообщают, что прибыль в финансовых документах вовсе не означает, что дела у предприятия пошли отлично. Финансовый результат, о котором идет речь, это последствия списания долга. Кредитор, «Проминвестбанк», пошел навстречу, и в ноябре прошлого года списал 1,4 млрд грн. Именно благодаря этому и был получен такой результат.

«Росбалт» подробно описывал причины, по которым один из четырех советских автогигантов, производивших в СССР легковые авто для гражданского населения, попал в кризисную ситуацию и был вынужден готовиться к банкротству. В декабре 2017 года был прекращен выпуск автомобилей Lanos, и далее завод планировал специализироваться на производстве коммерческих автомобилей и автобусов. Падение объемов производства Запорожского автомобилестроительного завода вызвано тяжелой ситуацией на рынке новых автомобилей, огромным количеством ввозимых иномарок и снижением покупательской способности, что привело к огромным убыткам.

Помимо вышеназванных причин, владельцы завода отдельно «благодарят» правительство, в трудный момент дистанцировавшееся от проблем производителей. Когда в 2014-м доллар с 8 гривен вырос до 16, а затем до 20 и более, весь груз последствий девальвации лег на плечи предприятий. Никто и не подумал поделить его между всеми участниками процесса — государством, допустившим крах национальной валюты, предприятием и банками. Не было принято никаких решений, которые дали бы возможность сохранить существующее производство, провести реструктуризацию долгов и санацию предприятия. А ведь это нормальная международная практика. То есть государство самоустранилось, и предприятия оказались один на один с банковским сектором, который, в свою очередь, переживал не лучшие времена. Правительство не пошло даже на такую очевидную антикризисную меру, как отмена 18% налога на прибыль для списанных банками кредитов.

У банкиров, правда, есть свое объяснение. «Кроме отсутствия вразумительной государственной политики в отношении к производителям, в 2006-13 годы, когда „ЗАЗ“ был достаточно успешным предприятием и переживал серьезный подъем производства, руководство завода умудрилось испортить отношения с ведущими банками страны, — комментирует ситуацию „Росбалту“ финансист из Днепропетровской области Максим Радченко. — Заключить с производителями договор на кредитные автопрограммы для населения было практически невозможно». По мнению специалиста, завод выставлял банкам грабительские условия, оставлял за собой привилегии по страховкам, словом — не давал заработать. Когда пришли тяжелые времена, банки припомнили «Запорожцу» личные обиды и не захотели помогать себе в ущерб.

Впрочем, видимо, в последний момент удалось каким-то образом преодолеть недопонимание кредиторов. Нельзя, конечно, утверждать, что кризис позади, но шанс на будущее заводу, единственному в стране имеющему полный цикл автомобильного производства — от штамповки металлопроката в прессовом производстве и автоматизированных и роботизированных линий сварки, окраски и сборки до проведения ТО авто, реализованных в сети автосалонов, — предоставили.

Очнувшись от спячки, «ЗАЗ» выводит на рынок новую модель автобуса I—VAN А08, которая производится в двух комплектациях — пригородный и школьный. Автобус станет дополнением к моделям малого и среднего класса. Новый бус оснащается турбодизелем Weichai китайского производства, который соответствует нормам Евро-5. Трехлитровый агрегат имеет мощность 140 л. с. и потребляет около 17 литров бензина на 100 км. Максимальная скорость автобуса — 90 км/ч.

Помимо этого, началось производство пробной партии корейских тракторов LS Mtron. По словам сотрудников корпорации «УкрАвто», пока что они не планируют создавать совместное предприятие с производителем — для начала необходимо изучить спрос потребителей. Эксперты считают, по характеристикам корейские тракторы являются конкурентами популярной на Украине продукции МТЗ «Беларусь», а общая аграрная ориентированность страны позволяет надеяться на их востребованность. К слову, до того как Хрущев решил выпускать на этом заводе «горбатого», предприятие, предшественник «Коммунар» специализировался на выпуске сельхозтехники. Получается, что вернулись к забытым традициям.

Впрочем, ходят слухи, что «ЗАЗ» не отказывается от мечты восстановить производство легковых автомобилей. По интернету гуляют картинки с вероятным обновленным дизайном очередного «Запорожца». Однако подобную новость большинство автовладельцев и даже некоторые эксперты автопрома считают… грустной. Во-первых, свежи в памяти все недостатки советского «Запора». Во-вторых, украинцы уже привыкли покупать хоть и подержанные, но более качественные и менее дорогие зарубежные автомобили. Многие граждане считают, что Украине вообще не нужно иметь собственное автопроизводство. Или если кто-то захочет его создать, то это уже его частное дело, и государство не должно ему помогать. Все лоббистские мероприятия, ориентированные на поддержку отечественного производителя, выливаются увеличением цен на альтернативную технику и, в конце концов, — опустошением карманов украинских автопокупателей.

В общем, говорить «Запорожцу» окончательное «прощай» — рано. С высокой степенью вероятности его последышей продолжат выпускать. Но станут ли они легковыми или уйдут в соседний сектор — посмотрим.

Валентин Корж, Днепр, Украина


Ранее на тему Украина поставила партию грузовиков миротворцам ООН

Производитель Skoda назвал Украину потенциальным «европейским Китаем» в выпуске электромобилей