Posted 19 апреля 2019,, 08:45

Published 19 апреля 2019,, 08:45

Modified 31 января, 22:37

Updated 31 января, 22:37

В Киргизии Атамбаев ступил на тропу войны

19 апреля 2019, 08:45
Обида экс-президента на преемника, не позволившего ему «рулить» из тени, может вылиться в революцию — если, конечно, «соискателя» не посадят или он не сбежит.

Экс-президент Киргизии Алмазбек Атамбаев никак не может смириться с тем, что его протеже — нынешний глава республики Сооронбай Жээнбеков, оказался неблагодарным и не превратился в марионетку в руках своего благодетеля. Дергать действующего президента за ниточки у Атамбаева не получилось, и новым киргизским Дэн Сяопином он не стал. Но не такой человек Алмазбек Шаршенович, чтобы успокоиться, заняться своим бизнесом, принесшим ему, по его признанию, «большое богатство» — он рвется к всеобъемлющей власти. Что ж, ее инерция, не дающая человеку спокойно почивать на лаврах, недуг тяжелый. И требует активного действия.

«Действие» это началось спустя два месяца после того, как Жээнбеков мирно занял президентский пост, но подчиняться бывшему главе республики отказался. В общем, показал себя более крепким «орешком», чем можно было предположить. Тем временем Атамбаеву, который еще пользуется авторитетом в некоторых киргизских кланах, удалось расколоть правящую партию, но он ничего не смог поделать с освобождением от работы назначенных им в свое время высокопоставленных чиновников, включая главу комитета национальной безопасности, генпрокурора и других. Иные же — вице-премьер, начальник таможни и еще кое-кто, были арестованы по обвинению в коррупции.

СМИ тогда стали раскручивать коррупционные сделки самого Атамбаева и заговорили о его подготовке к новой «тюльпановой революции» — подобной той, что свершилась в Киргизии в 2005 году. Но потом ситуация слегка улеглась, однако в пору цветения тюльпанов, в апреле, Атамбаев сделал новую попытку массированного наезда на власть. Он созвал митинг в Бишкеке, на котором, что называется, оторвался от души, угрожая Жээнбекову и присным и «разоблачая» их «преступления». Среди прочего он предупредил президента, «узурпировавшего власть», что если он не признает своих ошибок и срочно их не исправит, то он, Атамбаев, организует «еще более масштабные акции». Экс-президент прямо призвал силовиков к неповиновению и заявил: «Я выхожу на борьбу». Напомним, что опыта Киргизии в революционном деле не занимать.

Какие претензии у Атамбаева к Жээнбекову? «Мне нужно, чтобы в Кыргызстане была чистая и справедливая власть», — говорит он. Желание, конечно, похвальное, но тут возникает вопрос: что мешало экс-президенту установить именно такую власть? Ведь его обвиняют в разведении в стране ужасающей коррупции, низком уровне жизни населения, росте внешнего долга, провале электроэнергетического сектора, значительном сокращении объемов иностранных инвестиций и т. д. А ведь клялся, что искоренит все киргизские «болезни». Но — не захотел или не сумел. Зато очень «грамотно» смог испортить отношения с соседними государствами, исправить которые поспешил Жээнбеков.

В общем, «инерция власти» Атамбаева с реализацией соответствующих действий сильно мешает нынешней киргизской верхушке, и она пытается всеми доступными ей «демократичными» способами столкнуть бывшего главу государства с тропы войны, на которую он вышел. Не случайно именно сейчас парламент принял закон, определяющий статус экс-президентов республики, начиная с 2007 года. В соответствии с ним, бывшие президенты лишены неприкосновенности, их дозволено задерживать, арестовывать, допрашивать, судить по делам, совершенным ими, в том числе, в бытность главой государства. Кроме того, им не разрешено руководить политическими партиями или участвовать в их деятельности. А это означает, что Атамбаев уже не сможет быть председателем части партии СДПК, которую он расколол.

Но, похоже, закон Атамбаева не остановит, и он продолжит мутить воду — хотя бы через своих соратников, которые у него еще остались на селе, и из числа «обиженных» новой властью. А это означает, что не видать Киргизии покоя. Арестовать экс-президента будет сложно, поскольку его всегда привечала Россия. Кроме того, арест способен вызвать волнения в среде сторонников Атамбаева, которые могут вылиться в серьезные беспорядки с гибелью людей — ведь и это Киргизия тоже уже проходила. Правда, если экс-президента сильно «обложат флажками», он, возможно, примет решение эмигрировать в ту же Россию — «до лучших времен».

Жээнбеков очень спокойно ответил на крайне эмоциональные и оскорбительные выпады Атамбаева на митинге. «Язык ультиматумов принят не будет», — сказал он на заседании киргизского парламента. По его словам, место имеет саботаж коррумпированных лиц и некоторых политических сил. «Все вопросы, — заверил он, — будут решаться в правовом поле, и те, кто думают, что сумеют решить вопросы выводом людей на площади и давлением на власть, допускают ошибку».

По словам президента, «Коррупционные деяния организованного мафиозного преступного клана нанесли стране огромный вред», включая рост госдолга в бытность Атамбаева президентом. Он также подчеркнул, что не обещал служить узкому кругу лиц, защищать их интересы и покрывать их воровство. «Республика будет жить по законам, а не по понятиям», — резюмировал Жээнбеков.

Да, новый закон, который все же отдает «понятием» на злобу дня, сильно ограничивает Атамбаева в действиях и, разумеется, является инструментом в борьбе с наиболее влиятельным и дерзким оппонентом власти. Но, похоже, Бишкек припозднился с его принятием, поскольку за экс-президентом стоит хоть и сильно поредевшая, но все же политическая партия. И хоть сейчас реальных предпосылок для революционной ситуации нет, она может быть создана искусственно — формированием так называемой «критической массы», не тождественной численности жаждущих революции.

Хорошо ли понимает это Жээнбеков, за которым стоят люди, госаппарат, но не сильная партия власти, недооценивать возможности которой было бы крайне опрометчиво. Тем более в условиях, когда в будущем году в Киргизии должны состояться парламентские выборы.

Ирина Джорбенадзе