Posted 20 апреля 2019,, 07:55

Published 20 апреля 2019,, 07:55

Modified 31 января, 22:38

Updated 31 января, 22:38

Зеленский и Порошенко: «Седой лев» против «Гайморитного енота»

20 апреля 2019, 07:55
Дебаты между кандидатами на пост президента Украины превратились в зрелищное, но пошлое шоу.

Казалось, в новейшей политической истории Украины было уже всякое, но вот такого точно еще не было. К 19.00 Киев буквально вымер: люди собрались дома у телеэкранов либо в барах с видеотрансляцией. 22 тысячи (оценка МВД) пришли на стадион «Олимпийский». Из-за этого пришлось даже менять режим работы общественного транспорта. И хотя в украинскую столицу еще с утра были введены дополнительные подразделения полиции и военные, особо присутствия силовиков на улицах не ощущалось, как и в целом усиления контроля. (По меркам Москвы или Минска — вообще никаких мер безопасности.)

От дебатов на «Олимпийском» украинцы ожидали очень многого. Хотя бы потому, что их публично предложил Владимир Зеленский, сразу после своей триумфальной победы в первом туре. Никто не ожидал этого, но Порошенко вызов принял, после чего сумел навязать оппоненту свою игру — демонстративно сдавал анализы на алкоголь и наркотики, буквально навязывал дебаты, использовал любую возможность, чтобы выступить на публике. Зеленский делал все ровно противоположное, из-за чего быстро терял сторонников, тогда как Порошенко, наоборот, набирал голоса.

Отыграться Владимир Зеленский, собственно, и попробовал на «Олимпийском», навязав президенту Украины удобный для себя формат — шоу на стадионе в формате «дуэли капитанов КВН». При этом он смог удержать образ не-политика и человека из народа, а также повестку — против обанкротившейся элиты. Но рядом с крупным и уверенным в себе Порошенко низкорослый и вертлявый Зеленский выглядел, так скажем, несолидно. Особенно смешил публику листочек с надписью «Мои вопросы», с которым Зеленский не расставался на сцене и откуда зачитывал свои реплики. Пересказывать содержание дебатов особого смысла нет. Тем более, что самих дебатов и не было — был обмен взаимными оскорблениями, завуалированными под вопросы. Чистое шоу, красивая упаковка без содержимого внутри.

Порошенко, как и ожидалось, разыгрывал военную и патриотическую карту. Упрекал Зеленского, что тот скрывался от военкомата, дважды вспомнил извинение перед Кадыровым, и то, что тот в одном из своих шоу сравнил Украину с проституткой. Очевидно давил на рациональную составляющую: Зеленский — «кот в мешке», а страна в состоянии войны, не время для экспериментов. Зеленский парировал, что лучше быть котом в мешке, чем волком в овечьей шкуре.

Сначала Зеленский «отобрал» у Порошенко Томос. Он попросил не считать достижения Порошенко его достижениями, приписав их всему украинскому народу и конкретным «исполнителям». С войны перешел на лекарства. На их происхождение и доступность. Это оказалось сильным ходом — но явно недостаточным.

Все время дискуссии Порошенко умело старался выставить себя хозяином положения и задать тон. Перекрывал время по регламенту (Зеленский, наоборот, недобирал), в конце начал «самовольно» петь гимн, в то время как Зеленский «буськался» со своей женой и строил толпе ехидные рожицы. При этом за спиной у Зеленского на сцене стояли его коллеги по комедийному шоу «Вечерний квартал», а за спиной у Порошенко — ветераны АТО на протезах и вдовы погибших солдат.

От Зеленского можно было бы ожидать большего, но оказалось, что если ты хороший комик, это не значит, что ты будешь хорошим трибуном. Все-таки очевидно, что выступать на стендапах с шутками и на стадионах с политическими речами — совершенно разные жанры.

Своих вопросов Зеленский, можно сказать, не задал, только ретранслировал вопросы из интернета — эксплуатировал имидж народного избранника. Абсолютно ожидаемо упрекал Порошенко за офшоры и обогащение. Много говорил об окончании войны. Было несколько ярких и метких подколок, но от талантливого комика, опять же, можно было бы ожидать большего. Очень давил на социальную составляющую реформ. Еще сказал, что если олигархи (в частности Коломойский) при нем полезут во власть, он их оттуда отсечет. Что вызвало смех и на стадионе, и у телеэкранов. Потому что финансирующий Зеленского опальный олигарх Игорь Коломойский в последние дни пошел в «контрнаступление» на власть и сейчас пытается вернуть себе отобранный у него в 2016-м «Приватбанк».

Очень важно — несколько раз Зеленский срывался на русский язык. Это четко говорило, что украинский ему не родной (впрочем, и для Порошенко тоже). Хотя его избиратели — это в основном русскоязычный восток и юг страны. Однако главной его ошибкой стало другое. Зеленский задал Петру Порошенко вопрос: «Является ли это правдой — я не утверждаю — что конфеты „Рошен“ есть в пайках повстанцев ЛНР и ДНР?» Соцсети в этот момент буквально взорвались: зрители назвали «ужасным» определение «повстанцы» в отношении членов «незаконных вооруженных формирований», которые контролируют часть территорий Донецкой и Луганской областей.

В Украине это действительно критическая отметка, своего рода водораздел на «своих» и «чужих». Неудивительно, что действующий президент сразу обыграл эту ошибку своего оппонента. «Была ужасная часть, на которой я хотел бы остановиться отдельно: как президент, верховный главнокомандующий, как кандидат и гражданин. Это касается позиции моего оппонента, который на дебатах назвал российских наемников и регулярные силы РФ „повстанцами ЛНР и повстанцами ДНР“, — сказал Порошенко часом позже, уже в ходе дебатов в студии „Общественного телевидения“ (куда Зеленский так и не пришел). — У нас повстанцев нет, господин Зеленский. У нас российская агрессия, враг — Путин и нам нужен сильный верховный главнокомандующий, проукраинский президент, который способен защитить Украину. Термин „повстанцы“ означает, что у нас нет агрессии России, что украинцы воюют сами с собой, что „ДНР“ имеет определенный легитимный статус, что в Украине — гражданская война».

«По моему мнению, оба кандидата были убедительны для своей целевой аудитории. Поэтому нет очевидного победителя или проигравшего. Не думаю, что после дебатов кто-то изменил свое мнение», — резюмировал украинский журналист Андрей Яницкий.

Выбывший из президентской гонки в первом туре лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко констатировал, что дебаты между кандидатами на «Олимпийском» не показали системного взгляда в будущее, но продемонстрировали, что в стране есть свобода. «Соревнования по плевкам на дальность закончилось заплеванным биноклем: системного взгляда в будущее мы не увидели, вообще будущего не увидели», — написал Гриценко на своей странице в Facebook. В то же время он отметил важность того, что «это шоу таки состоялось, и хорошо, что без столкновений и потрясений». «Значит, у нас таки есть свобода. Еще дикая, но свобода», — подытожил Гриценко.

«Если бы Петр Порошенко начал вести такую избирательную кампанию не после 31 марта, а на два месяца раньше, то сейчас не было бы сомнений, кто станет президентом. Но только полный провал в первом туре заставил его самого и его команду встрепенуться. Потому мы видели, что последние две недели именно Порошенко навязывал Зеленскому свои правила игры — а тот на глазах у всей страны бегал от дебатов, от анализов и от журналистов, бросал трубку и хамил, — сказал в комментарии для „Росбалта“ журналист украинского издания „Левый берег“ Андрей Паливода. — Однако вряд ли прошедшие на стадионе дебаты помогут Порошенко победить. Его исходное отставание от Зеленского было слишком велико (25%), и хотя теперь оно сильно сократилось (до 10%), для победы этого мало. Мало времени. Впрочем, это Украина. Здесь победить на выборах — еще не значит стать президентом».

«Зеленского можно было бы назвать фонтаном юмора, но только в том контексте, что 15 лет воду шуток гоняют по кругу и выплескивают на экраны таких удивительных телеканалов, как „Интер“ и „1+1“. Не говоря уже о том, что сам фонтан — гипсовая копия КВН. Но и это не было бы проблемой, если бы не сценарий. Ведь когда он заканчивается или еще не написан, мы остаемся один на один с пусть даже и очень облегченной, но все же версией киевского мэра Виталия Кличко, — заметил в комментарии для „Росбалта“ один из активистов команды Юлии Тимошенко, попросивший его имени не называть. — В итоге в соцсетях собирают виртуальные чемоданы, кто-то ментально точит ножи и ищет вилы, чтобы поиграть в новую-старую игру „Подземелье и драконы“ по мотивам Колиивщины. Но в итоге исход голосования определят люди, которые мечтают о сильном и честном президенте, который придет и все порешает. Тысячи людей с культом личности в голове и святой верой в волшебника в голубом вертолете в сердце».

Однако депутаты распускаться не хотят и уже готовят контрмеры. Например, принятие закона «Об импичменте», в котором будет прописано полное медицинское освидетельствование на предмет употребления алкоголя и наркотиков. Это слабое место Зеленского — обвинения в его адрес в употреблении психоактивных веществ родились не на пустом месте. И усугубились после того, как он начал бегать от анализов — сдал только кровь в лаборатории друга, тогда как Порошенко еще и мочу, и волосы (в них следы наркотиков сохраняются годами).

Наконец, Верховная рада может просто сорвать президентскую присягу — и официальная инаугурация не состоится. Или состоится в другом месте, но ее легитимность будет успешно оспорена вышедшими на улицу ветеранами Майдана, которые драться и любят, и умеют. Это Украина, здесь возможно все. «Третий тур выборов» в ее истории тоже уже был.

В целом в этой кампании Зеленский блистательно решил текущую задачу — мобилизовать всех, кто устал от «старых» политиков. Но через пять лет у Порошенко будет рейтинг на уровне «а что я говорил», и оппоненты запросто могут вновь поменяться местами.

Михаил Петровский