Posted 30 апреля 2019,, 21:01

Published 30 апреля 2019,, 21:01

Modified 30 марта, 16:56

Updated 30 марта, 16:56

На Украине теперь нельзя разговаривать — только размовляти

30 апреля 2019, 21:01
Закон о государственном языке закрепляет его тотальное преимущество во всех сферах и явно направлен на вытеснение русского.

«Жаль, что эту тему колыхнули снова. За пять лет раздрызга только все налаживаться начало, сейчас снова собачиться будем, — говорит корреспонденту „Росбалта“ предприниматель из Днепропетровской области. — Мне часто приходится вести телефонные переговоры с людьми из западного региона. Я с ними на русском изъясняюсь, они со мной на украинском. Все друг друга понимают и уважают. Без претензий».

Под занавес президентства Петра Порошенко подконтрольное ему парламентское большинство поставило жирную кляксу в лозунге «Армiя, вiра, мова». Законопроект закрепляет тотальное преимущество украинского во всех публичных сферах — образовании, науке, медицине, СМИ, театре и сфере услуг. Авторы нового закона утверждают, что речь идет не о принудительной украинизации, а о том, что именно украинский язык является государственным. Однако несогласные формулируют иначе: документ приняли не для укрепления мовы, а для борьбы не только с русским языком, а вообще — со всем «русским», во всех сферах.

За невыполнение требований закона предусмотрены штрафы, а также есть примечание о том, что попытки ввести двуязычие или многоязычие, или предоставить официальный статус любому другому языку во всей стране или в отдельном регионе — приравниваются к попытке свержения конституционного строя. За это можно получить до 10 лет тюрьмы. Предлагается штрафовать чиновников, депутатов, других должностных лиц, если они не пользуются на работе государственным языком. Но введение этой меры решили отложить на три года.

Один из самых многозначительных пунктов документа гласит, что «до завершения временной оккупации части территории Украины одной из задач этого закона будет способствование изучению украинского языка гражданами Украины, которые проживают на оккупированной территории». Каким образом это будет происходить, в тексте не сказано.

Депутаты Верховной рады сформулировали, кто должен владеть украинским хотя бы на элементарном уровне: все граждане Украины и те, кто хочет таковым стать. Среди должностных лиц на украинском свободно должны разговаривать, в частности, президент, председатель парламента и его заместители, премьер-министр и вице-премьеры, главы всех министерств и государственных учреждений, судьи, адвокаты, преподаватели и медработники. Также определились, где будут говорить на украинском: в публичном пространстве, государственном и коммунальных секторах, в сфере обслуживания. То есть фактически — везде. Ограничения не распространяются только на частное общение и религиозные обряды.

СМИ и сайты могут издаваться на нескольких языках. Но в первую очередь — на государственном. В каждом месте распространения печатных СМИ украиноязычных газет и журналов должно быть не менее 50% наименований. Можно издавать газету или журнал в двух или более языковых версиях, одна из которых должна быть на государственном языке. Сайты по умолчанию сначала загружаются на украинском, но могут иметь также другие версии. При этом украинская должна быть по объему не меньше иноязычной. Книгоиздатели должны выпускать на украинском не менее 50% продукции. Если клиент кого-либо заведения просит общаться с ним на украинском, эта просьба должна быть выполнена, а если на другом, то «по возможности».

Впрочем, мова будет нужна не всем. В самый последний момент из текста документа неожиданно исчезла норма об обязательном владении украинским языком для депутатов Верховной рады. Якобы потому, что такого требования нет в Конституции. При этом на норму о соблюдении прав русскоязычного населения, которая также прописана в Конституции, внимания депутаты не обратили.

Также небольшую уступку сделали для медиков: в принятом законе нет нормы, которая была принята в первом чтении — о том, что медработники должны проходить сертификацию на знание языка. Теперь они могут это подтвердить обычным аттестатом о среднем образовании. Но в законопроекте прописано, что медицинские услуги должны предоставляться на украинском языке, и весь документооборот в этой сфере должен быть на украинском. Допускается обслуживание лиц, которые обращаются за медпомощью, на других языках, но в случае согласия обеих сторон.

Но не будем подробно останавливаться на деталях — все неприятности и неудобства для русскоязычного населения Украины по косточкам разобраны в российских медиа. Более интересен вопрос, как закон отразится на единении расколотого общества? Значительная часть избирателей отдала свои голоса за нового президента в надежде на то, что он, в том числе, изменит политику в языковом вопросе. При этом подавляющая масса населения (в том числе, русскоговорящего) совсем не спорит с тем, что украинский язык должен быть государственным и что его нужно поддерживать, однако же это не должно проходить принудительно и под страхом наказания.

Владимир Зеленский оказывается перед сложным выбором: если он не будет бороться с этим законом после того как станет президентом, то рискует потерять электорат юго-востока. А если будет, то его обвинят в «зраде» на западе страны. Кроме этого, Зеленскому послали сигнал: Рада по-прежнему управляется теми же людьми, что и раньше — Порошенко, Парубием и Народным фронтом, а также близкими к ним олигархами. И что менять свои планы они не намерены.

Однако же непопулярный в русскоязычной среде закон не вызвал пока массовых протестов. По мнению независимого социолога из Харькова Олега Пухарцева, это произошло потому, что украинцы попросту не верят в его реальное исполнение. «В народе привыкли, что многие законы имеют лишь декларативный характер и существуют только на бумаге, поэтому его не испугались, — прокомментировал эксперт ситуацию „Росбалту“. — Кроме этого, велика вера в то, что Зеленский „забракует“ закон, как только приступит к исполнению обязанностей».

По словам Олега Пухарцева, принятие закона о языке известило о том, что уже началась кампания по выборам в Раду, где делается ставка на национально-патриотический электорат, а потому консолидация украинского общества снова под вопросом.

Между тем, сам закон имеет все шансы никогда не заработать. Во-первых, во время его рассмотрения были зафиксированы факты «кнопкодавства», что дает возможность оспорить результат голосования в судах. Во-вторых, оппозиционные депутаты готовят обращение в Конституционный суд, считая документ не соответствующиим Основному закону. Пока же депутаты из «Оппозиционного блока» отсрочили его вступление в силу. Представлено сразу два проекта постановлений об отмене результатов голосования. Пока они не будут рассмотрены, спикер не может подписать закон сам и передать его на подпись президенту. А рассмотреть их предполагается не раньше 14 мая.

Валентин Корж, Днепр, Украина