Posted 13 мая 2019,, 10:10

Published 13 мая 2019,, 10:10

Modified 31 января, 22:47

Updated 31 января, 22:47

Кто сядет в кресло «железной» Грибаускайте?

13 мая 2019, 10:10
Литве предстоит второй тур президентских выборов. Впрочем, со сменой главы государства его политический курс, в том числе и по отношению к РФ, не изменится.

Накануне, в воскресенье, в Литве прошли президентские выборы. Впрочем, в отличие от украинских, они не стали «судьбоносными»: страна давно определилась со стратегией своего развития. Однако перемен общество все-таки ожидает, и именно поэтому избрать главу государства с первого раза не удалось — впереди второй тур. Хотя при этом «избирательной лихорадки» в Вильнюсе в воскресенье не наблюдалось. Уже открылся туристический сезон, и на улочках древнего города разноязыкая толпа приезжих с легкостью вытесняла собой из поля зрения всякие приметы проходящего голосования.

Эти выборы президента были уже седьмыми за годы независимости. Необычным было то, что одновременно с ними в республике проводились сразу два референдума — о введении двойного гражданства и сокращении депутатского корпуса. Инициаторы первого из них предлагают, чтобы паспорт Литвы могли сохранить те, кто получил «гражданство государства, соответствующего критериям европейской и трансатлантической интеграции». То есть точно не России.

Действующий президент Даля Грибаускайте в этих выборах как кандидат не участвовала — после двух сроков на третий претендовать она уже не могла. Всего же в избирательном бюллетене значились девять кандидатов. Фаворитами предвыборной гонки считались экономист Гитанас Науседа, экс-министр финансов Ингрида Шимонте и нынешний премьер-министр Саулюс Сквернялис. При этом все кандидаты были удивительно похожи друг на друга — и программами, и предвыборными речами, и даже стилем поведения. Можно сказать, что литовцы слишком многое пережили за последние 30 лет своей истории, и выработали своего рода защитную реакцию — они голосуют только за политиков консервативного толка со вполне определенной и заранее известной позицией. Яркому «внесистемному» политику в Литве рассчитывать особо не на что.

Отметим, что средний возраст избирателя в Литве довольно высокий — молодежь из страны поуезжала, а значит у популистов шансов мало. Также в Литве (в отличие от Латвии и Эстонии) нет значимого русскоязычного меньшинства — и, соответственно, возможности влиять на ситуацию через него. Правда, есть польское меньшинство и белорусское, также считающее себя отчасти польским. Вот только Польша, заинтересованная в поддержке Литвы в европейских делах, демонстративно не лезет во внутренние дела соседки.

В понедельник Главная избирательная комиссия Литвы представила предварительные результаты. Лидирует Ингрида Шимоните (31,13%), на втором месте Гитанас Науседа (30,95%), на третьем — Саулюс Сквернялис (19,72%). Интересно, что в штабе Шимоните уже готовились расходиться по домам: в ходе подсчета голосов она стабильно занимала третью строчку, но в последний момент все резко изменилось.

Второй тур назначен на 26 мая, по срокам он накладывается на выборы в Европарламент. Интриги как таковой нет — оба кандидата представляют одну политическую силу «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы». И хотя выборы знаменуют собой конец «эпохи Грибаускайте», уверенно руководившей страной с 2009 года, но уже можно точно можно сказать, что ни внешняя, ни внутренняя политика страны в Литве резко не изменится. Оба оставшихся кандидата представляют консервативную партию, более «социально-ориентированный» Сквернялис с дистанции сошел. Стороннему наблюдателю, не погруженному в подробности литовского политикума, понять разницу в платформах Шимоните и Науседы — практически невозможно.

Сторонники Шимоните — это в основном жители крупных городов, с хорошим образованием и высоким уровнем доходов. Науседа завладел симпатиями тех, кто устал и от консерваторов, и от правящих «зеленых». Его электорат рассредоточен — кандидата поддерживают представители разных слоев общества как из больших городов, так и из сельских регионов.

Вопрос теперь в том, за кого во втором туре отдадут свои голоса те, кто в первом голосовал за премьера Сквернялиса. Это, по мнению социологов, избиратели среднего и старшего возраста, жители небольших городков и сельской местности.

Теперь о результатах двух референдумов. Сторонники введения двойного гражданства подчеркивают, что, имея возможность сохранить два паспорта, эмигрировавшие из страны литовцы получат мощный стимул вернуться домой и смогут потом легче интегрироваться на родине. По опросам, эту идею поддерживает примерно половина жителей страны, против — около 30%. Но чтобы ее осуществить, нужно изменить конституцию, а для этого проект должны были поддержать более половины литовцев, имеющих право голоса, а не только тех, кто принял участие в референдуме. В итоге 52,58% избирателей приняли в нем участие, но голосов для принятия решения не хватило.

Что касается сокращения числа членов Сейма, правящая партия «Союз крестьян и зеленых» попросту рассчитывала таким образом набрать политические очки у избирателей. Однако этот второй референдум был признан несостоявшимся. Так что теперь ждем 26 мая.

Хотя кто бы ни победил во втором туре литовских выборов, Москве от них ждать ничего хорошего не стоит (Минску, с которым у нынешней Литвы жесткий конфликт, — тоже). Литва не изменит свой внешнеполитический курс, не станет выходить из НАТО и Евросоюза, не объявит Россию своей «лучшей подругой» и не будет бороться за снятие с нее санкций. Даже вряд ли возобновит прежние объемы покупки российского газа. Скорее, наоборот — Литва продолжит оставаться «антироссийским спикером» Евросоюза, озвучивая то, что не решаются порой произнести лидеры других стран Европы. То же самое касается и судьбы «иноязычных» жителей Литвы — перемены со знаком плюс или минус их не ждут. Их совершенно точно не будут лишать, например, гражданства, но и не станут наделять какими-то дополнительными правами тоже. Поскольку прав этих у них вполне достаточно — как политических, так и гуманитарных.

Денис Лавникевич