Posted 29 мая 2019,, 04:35

Published 29 мая 2019,, 04:35

Modified 31 января, 22:55

Updated 31 января, 22:55

США и Израиль может поссорить с Польшей «еврейский вопрос»

29 мая 2019, 04:35
Между Тель-Авивом и Варшавой разгорелся бурный конфликт на тему реституции имущества, утраченного в ходе Второй мировой войны.

В середине мая в польско-израильских отношениях произошел неприятный инцидент. По данным израильских СМИ, в частности издания Jerusalem Post, к послу Мареку Магеровскому, который стоял перед зданием посольства Польши в Тель-Авиве, подошел человек, который бросился на него и начал на него кричать. Дипломат не мог понять, что говорит нападающий, кроме слов «поляк, поляк», — пишет издание. Посол не пострадал, в самом посольстве произошедшее охарактеризовали как «физическое и словесное нападение на польского дипломата». Немного позже полиция Израиля задержала 65-летнего нападавшего, сейчас он находится под домашним арестом.

На следующий день премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий выразил обеспокоенность в связи с нападением на посла. В своем Twitter премьер отметил, что он «очень обеспокоен расистской атакой» на посла: «Польша решительно осуждает этот расистский акт агрессии. Насилие против дипломатов и других граждан никогда нельзя терпеть».

В свою очередь, пресс-секретарь министерства иностранных дел Ева Сувара призвала власти Израиля обеспечить «надлежащую и эффективную» защиту польских дипломатов. Она подчеркнула, что польское внешнеполитическое ведомство надеется на соответствующие шаги для наказания виновных в инциденте. Также «на ковер» в МИД в Варшаве вызвали посла Израиля Анну Азари.

Пресс-секретарь МИД Польши не опровергла, но и не подтвердила распространенную во многих польских СМИ информацию о том, что нападение на Магеровского может быть связано с шумной дискуссией на тему реституции имущества евреев, которое было утрачено во время и после Второй мировой войны. Между тем, в Польше этот вопрос воспринимается очень болезненно. 11 мая у посольства США в Варшаве польские националисты организовали акцию протеста против выполнения властями Польши рекомендаций американского «Закона 447», который касается возвращения жертвам Холокоста или их потомкам утраченного после войны имущества.

История того, как США решили заставить Польшу заплатить за Холокост, началась ровно за год до того, когда президент Дональд Трамп подписал принятый Конгрессом закон S.447 или JUST (Justice for Uncompensated Survivors Today, «Правосудие для выживших»), который требует от десятков стран возврата евреям имущества, которого они лишились во время Холокоста. Позднее новый посланник Госдепартамента США по антисемитизму Элан Карр, будучи в Варшаве, потребовал от Польши принять меры по этому вопросу. Фактически данный закон требует выплаты компенсаций потомкам жертв геноцида на основании того факта, что польские коллаборационисты пособничали в убийстве евреев и присвоении их собственности.

Тогда глава польской партии «Союз реальной политики» Станислав Михалкевич заявил, что сумма, о которой говорится в «Правосудии для выживших», может достигать $300 млрд: «9 мая 2018 года Польша окончательно проиграла Вторую мировую войну… Поляки должны теперь заплатить евреям $300 млрд за то, что их убивали немцы». К слову, польская диаспора в США активно выступала против принятия закона 447.

У еврейского лобби в Америке — своя точка зрения на этот вопрос. Через авторов законопроекта (это 57 американских сенаторов от Республиканской и Демократической партий) лобби продвигает постулат о том, что Польша остается единственным европейским государством, не принявшим национальной комплексной программы по реституции имущества жертвам Холокоста или выплаты материальных компенсаций за утраченную частную собственность. При этом Польша — одно из 46 государств, которые подписали в 2009-м Терезинскую декларацию по вопросам реституции имущества пострадавшим от Холокоста.

Когда после вступления закона JUST в силу пройдет полтора года, госсекретарь США должен будет отчитаться перед Конгрессом о его исполнении и наличии такого имущества на территории стран, ставших подписантами Терезинской декларации. Именно тогда и может быть понят вопрос о правовых последствиях для Польши, на территории которой в годы Второй мировой войны погибло около половины всех евреев, ставших жертвами Холокоста. Наследники и родственники лиц, пострадавших во время Холокоста, смогут воспользоваться этим законом для обращения в американские суды.

Нетрудно предсказать исход подобных разбирательств. Тема Холокоста на Западе является своего рода «священной коровой», так что по Польше потенциально может прокатиться еще одна волна реституции. И на этот раз — не в пользу самих поляков. Альтернатива этому — кардинальное ухудшение отношений с США. Таким образом, официальная Варшава оказывается перед двумя вариантами, которые «оба хуже».

Как заявил польский министр иностранных дел Яцек Чапутович, новый американский закон нарушает единство Польши и ставит неевреев в неравное положение по сравнению с евреями, в то время как Варшава соблюдает равенство по отношению ко всем гражданам Польши. Также польский министр напомнил о соглашении от 16 июля 1960 года между Польской Народной Республикой и США, по которому ПНР предоставила $40 млн на урегулирование претензий эмигрировавших в США польских евреев, потерявших свое имущество в Польше.

Позиция Израиля принципиально иная: Варшава должна признать ответственность за то содействие, которое польские граждане оказывали нацистам в ходе многочисленных актов убийств евреев. Еврейские историки считают, что две трети из 2,8 млн польских евреев, убитых во время Холокоста, погибли именно от рук поляков или при их содействии. При этом основные причины убийств евреев или выдачи их на расправу гитлеровцам — желание завладеть их имуществом.

Именно поэтому в соответствии с Терезинским актом законному владельцу должно быть возвращено «любое имущество, включая религиозную или общинную собственность, которое было незаконно изъято или передано». Если же это невозможно, государство обязано «предоставить сопоставимое альтернативное имущество или выплатить справедливую компенсацию законному владельцу в соответствии с принципами справедливости и посредством быстрого административного процесса, основанного на справедливых требованиях».

При этом Терезинский акт рассматривает термин «незаконно изъятое или переданное имущество» как «конфискации, экспроприации, национализации, принудительные продажи или переводы, а также продажи или переводы под принуждением в эпоху холокоста или период коммунистического правления охватываемой страны». То есть евреи, которые потеряли имущество уже после войны, в социалистической ПНР, тоже смогут потребовать его обратно.
Именно такой бескомпромиссный подход стал толчком к маршу 11 мая нынешнего года, когда тысячи поляков прошли перед посольством США в Варшаве в знак протеста против требований США выплачивать компенсацию евреям. Этот протест оказался одной из крупнейших уличных демонстраций в Польше за последнее время — в нем приняли участие самые разные группы, включая правозащитников. Протестующие указывали на то, что Соединенные Штаты не имеют права вмешиваться в польские дела и что правительство США ставит «еврейские интересы» над интересами Польши.

При этом сама Польша, во многом оправданно, считает себя главной жертвой нацистской Германии. И тоже непрочь получить компенсацию за это. Напомним, что польские власти в 2017 году потребовали репарации с Германии за ущерб, нанесенный Польше в годы Второй мировой войны. А в апреле 2019-го представитель правящей партии «Право и справедливость» заявил, что Германия должна выплатить его стране более $850 млрд в качестве компенсации за ущерб, нанесенный во время Второй мировой войны, а также за результаты и последствия жестокой нацистской оккупации.

Денис Лавникевич