Posted 31 мая 2019,, 04:10

Published 31 мая 2019,, 04:10

Modified 30 марта, 16:44

Updated 30 марта, 16:44

Что еще Лукашенко хочет «выжать» из Назарбаева?

31 мая 2019, 04:10
Юбилейный саммит ЕАЭС обошелся без сенсаций и громких заявлений. Но очевидно, что проблем и интриг в организации предостаточно.

В Нур-Султане состоялось юбилейное заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), приуроченного к двум датам: 5-летию подписания Договора о Евразийском экономическом союзе и 25-летию идеи евразийской интеграции. В столицу Казахстана съехались лидеры государств союза: России, Белоруссии, Киргизии и Армении. А также гости — президенты Молдовы (эта страна имеет статус наблюдателя в Евразийском союзе) и Таджикистана.

Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев участвовал в саммите в новом и особом качестве — почетного председателя ВЕЭС. Как пояснил действующий президент РК Касым-Жомарт Токаев, это звание присуждается Елбасы по инициативе Владимира Путина за «исторический вклад» в становление ЕАЭС.

На саммите «зажигал», но в меру, президент Белоруссии Александр Лукашенко. В своем выступлении он прокомментировал новое звание первого президента Казахстана так: «У Назарбаева за плечами огромная армия толковых людей, экспертов. Они очень серьезно работали с ним, когда он был президентом, и нам нельзя этого потерять. Не надо думать, что почетное председательство Назарбаева в ВЕЭС — какой-то подарок. Мы из него еще очень много можем „выжать“ положительного для нашего Союза». А «выжать» Лукашенко хочет, по его словам, чтобы Назарбаев «занялся, в том числе, ревизией всего того, что мы сделали или не сделали в нашем союзе. … Вот здесь он может оказать нам неоценимую помощь».

Надо сказать, что президент Белоруссии — самый прямолинейный критик ЕАЭС, но вместе с тем он признает то положительное, чего удалось добиться государствам блока в одной упряжке. Поэтому ниже будет вкратце приведена именно его оценка деятельности ЕАЭС за истекшие пять лет и поставленные организацией цели и задачи. Здесь же завершим тему «подарков»: Токаев постановил наградить президентов России, Белоруссии и Киргизии орденом «Первый президент Казахстана — Лидер Нации Нурсултан Назарбаев».

В общем, без «цацек» остался только премьер-министр Армении Никол Пашинян, что вызвало множество толков. Впрочем, самому премьеру не оставалось ничего другого, как опровергнуть слухи о своей «обиде» на то, что его обошли государственной наградой Казахстана. По его словам, было бы, как минимум, странно, если б и его наградили в честь пятилетия ЕАЭС. Видимо, имеется в виду, что он всего чуть более года возглавляет Армению. Но ведь и киргизский лидер Сооронбай Жээнбеков не является ЕАЭСовским «Мафусаилом», а награду получил. Это наводит на мысль, что Пашиняну не простили времени, когда он выступал за выход Армении из союза.

С Пашиняном стряслась на саммите еще одна «неприятность» — не состоялась его встреча с Владимиром Путиным. Но и тут у армянского премьера якобы «нет обид», поскольку, по его словам, встреча не была предусмотрена. Хотя, по информации других источников, она как раз планировалась.

Но вернемся к Лукашенко. По его заявлению, союз «еще слишком молод», но свою эффективность и самостоятельность он уже доказал: обеспечил участникам дополнительные источники экономического роста, позволяющие противодействовать негативным тенденциям в мире. «И этот потенциал не просто далеко не исчерпан, ему вообще не положено начало (!). Впереди — огромные перспективы», — сказал президент Белоруссии.

Он подтвердил, что объемы взаимной торговли в рамках ЕАЭС увеличиваются, хотя настораживает тот факт, что темпы наращивания товарооборота замедляются: «При этом с третьими странами они, напротив, растут». В числе положительных «моментов» функционирования ЕАЭС Лукашенко назвал расширение использования национальных валют во взаимных расчетах, погашение инфляционных рисков, сближение позиций государств союза в проведении согласованной макроэкономической политики.

Коснулся он и вопроса авторитета Евразийского союза на мировой арене: «Мы часто слышим, да и сами говорим, что с нами якобы не хотят сотрудничать. Просто завидуют, где-то боятся. Это конкуренция, и это естественно. Но не замечать нас уже не удается». Отметим, однако, что в таком «приметном» объединении, «приступившем к цифровой трансформации экономик, активизации трансграничных связей в реальном секторе, созданию механизмов реализации инновационных и инвестиционных проектов», все же много «белых пятен».

А поскольку Лукашенко подчеркнул, что «приоритетом должно оставаться качественное выполнение уже имеющихся договоренностей», логично, что акцент им был сделан на реальной отмене барьеров, изъятий и ограничений во взаимной торговле. По его убеждению, необходим отказ от протекционистских решений на национальных уровнях, от введения всевозможных запретительных и ограничительных мер, создание равных условий во всех сферах, включая энергетику. «Пока же, — посетовал президент Белоруссии, — предпочтение отдается интересам отдельного субъекта хозяйствования, отрасли или страны».
Главной задачей союза он назвал сохранение и преумножение достигнутых положительных результатов. Что же касается дальнейшего сотрудничества, основные принципы и приоритеты сформулированы в совместном заявлении членов ВЕЭС по случаю пятилетия подписания договора о ЕАЭС.

Конечно, не молчали и другие участники саммита — выдвигали разные инициативы. Так, Назарбаев проталкивает идею сотрудничества ЕАЭС с крупными мировыми игроками, такими как Евросоюз, ШОС, АСЕАН. В общем, он ратует за большую открытость ЕАЭС к «глобальному взаимодействию». А президент Казахстана Токаев развил идею «цифровой повестки» для обеспечения максимально комфортной среды для бизнеса и граждан. Пашинян, в свою очередь, ратовал за расширение внешнеэкономических связей союза и напомнил, что соответствующие переговоры ведутся с Индией, Сингапуром, Египтом, Израилем, Сербией и другими странами.

А вот Жээнбеков заострил внимание на очень важной задаче союза — формировании электроэнергетического рынка и создании органа по его регулированию. Путин же выдвинул прагматичную инициативу — введение единой пенсии для граждан стран ЕАЭС. Это, по его пояснению, «даст возможность при начислении пенсий учитывать стаж за весь период трудовой деятельности на территории всех государств союза». «Думаю, — сказал он, — что для простого гражданина это имеет важное значение. Неважно, где конкретно он работал, главное, чтобы были подтверждающие документы», — сказал президент РФ. В общем, «роли» были распределены грамотно, каждый что-то сказал. Также по итогам саммита в Нур-Султане подписано двадцать документов. Главы государств также утвердили основные ориентиры макроэкономической стратегии участниц союза на 2019—2020 годы.

Что показал саммит? В первую очередь то, что заказывать по нему панихиду, предрекаемую внерегиональными игроками, определенно преждевременно. Но уровень государственно-местечкового эгоизма у каждого участника блока достаточно высок, поэтому гигантских шагов к его глобальной интеграции с большим толком для всех участниц ЕАЭС тоже не будет. В союзе, прежде чем он станет по-настоящему конкурентоспособным на мировой арене, будет наломано еще много «дров». Словом, ЕАЭС идет «путем проб и ошибок».

Ирина Джорбенадзе