Posted 31 мая 2019,, 18:17

Published 31 мая 2019,, 18:17

Modified 31 января, 22:57

Updated 31 января, 22:57

Просто очередной повод для драки

31 мая 2019, 18:17
Обвинения США в адрес России в том, что она нарушает запрет на ядерные испытания, — это проблема взаимного недоверия, полагает военный эксперт Павел Фельгенгауэр.

Начальник разведывательного управления Пентагона Роберт Эшли-младший публично заявил, что Москва в нарушение подписанного и ратифицированного ею в 1996 году Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) якобы тайно испытывает ядерные заряды малой мощности. С подобным же заявлением выступила и представитель Государственного департамента США Морган Ортагус. По ее данным, Россия проводит подобные испытания уже несколько лет. Сообщается, что такие испытания проходят на полигоне на Новой Земле.

В свою очередь газета The Wall Street Journal, на которую ссылается радио «Свобода», утверждает, что мнение о том, что Российская Федерация проводит испытания ядерного оружия малой мощности, разделяют все американские разведслужбы.

Заявления американских официальных лиц на эту тему вполне ожидаемо вызвали гневную отповедь официальных представителей РФ. Так, глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил, что «такого рода заявления являются важным индикатором того, что именно сами США намереваются скоро нарушить, либо совершить иные вероломные действия».

Представитель МИД РФ Мария Захарова еще 7 марта обращала внимание на появление статьи бывших руководящих сотрудников Лос-Аламосской национальной лаборатории в журнале «Вопросы науки и технологии», а также материалов бывшего главы профильного управления Пентагона, в которых говорилось, что «без натурных ядерных испытаний гарантировать эффективность и надежность стратегического ядерного потенциала США невозможно». По ее словам, «появление подобных публикаций, очевидно, нужно рассматривать как подготовку американского общественного мнения к тому, что ядерные испытания это якобы неизбежная необходимость, и без них национальная безопасность США может оказаться под угрозой».

Между тем, о том, что в России испытания ядерных боеприпасов (ЯБП) малой мощности на «Объекте 700» (полигон на Новой Земле) все же проводятся, говорят и российские специалисты. В частности, военный эксперт Виктор Мураховский в своем комментарии «Независимой газете» подтвердил, что «Москва проводит так называемые подкритические испытания ЯБП». О проведении этих испытаний еще девять лет назад говорил начальник 12-го Главного управления Минобороны РФ генерал-полковник Владимир Верховцев, слова которого приводит «НГ»: «неядерно-взрывные (подкритические) испытания ЯБП проходят в России регулярно».

О том, что сейчас происходит в сфере ядерных испытаний двух государств обозревателю «Росбалта» рассказал независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр.

— Как бы вы прокомментировали обвинения Соединенных Штатов в адрес России по поводу проведения испытаний ядерного оружия в нарушение ДВЗЯИ?

— То, что на Новой Земле проходят некритические ядерные испытания — это не секрет и известно давно. Об этом не раз заявляли, и это вроде бы разрешено. Речь идет о подрыве боевого блока заряда, но при этом нет перехода в критичность, то есть нет цепной реакции. Но при этом подрывают обычное взрывчатое вещество, которое входит в состав ядерного боеприпаса.

Американцы утверждают, что там бывает переход в критичность, но очень небольшой мощности, примерно около тонны в тротиловом эквиваленте. Определить при этом была цепная реакция или нет, очень трудно. Для этого там должен стоять чей-то датчик, который и должен показать — был поток нейтронов или нет. Но датчики там стоят только наши.

В принципе, цепная реакция может быть с очень небольшим энергетическим выходом, так называемый «хлопок», и определить, была ли она или нет, можно только по потоку нейтронов.

— А если такого датчика поблизости нет, то как это можно еще определить?

— Обычно такие вещи измеряют по сейсмичности. Но если был использован совсем уж небольшой заряд, но определить по сейсмике был ли переход в критичность или нет с точностью сказать нельзя. А раз так, то это просто очередной повод для споров с американцами: наши будут говорить одно, а они — другое.

То есть, взрывы проводятся, но мы говорим, что были проведены докритические испытания боевых блоков, которые разрешены, а американцы утверждают, что переход в критичность был. Так и будем толкаться дальше…

Это проблема интерпретации, взаимного недоверия и повод для драки. Как с изменой жены — всегда есть некоторая неопределенность…

— Российские представители утверждают, что американцы подняли этот шум для того, чтобы самим начать испытания ядерного оружия…

— Думаю, что желание возобновить ядерные испытания есть, наверное, и с той, и с другой стороны. В свое время, когда под конец советской эпохи последний генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев ввел мораторий на ядерные испытания, я помню, как народ, работавший в Арзамасе-16 (ныне город Саров, где расположен Российский ядерный центр, в котором и разрабатывались советские и российские ядерные заряды, — «Росбалт») очень сильно переживал по этому поводу. Поэтому если бы сейчас возобновили «эксперименты» (испытания ЯБП), то они были бы совсем не против. Ну, и американцы были бы тоже не против.

Беседовал Александр Желенин