Posted 6 июня 2019,, 06:22

Published 6 июня 2019,, 06:22

Modified 31 января, 22:59

Updated 31 января, 22:59

Баку и Ереван вновь подталкивают к войне

6 июня 2019, 06:22
В то время как власти Азербайджана и Армении твердят о мире, в зоне карабахского конфликта «просто» убивают. Переговорный процесс застопорился.

После относительного затишья в зоне карабахского конфликта, за последнюю неделю режим прекращения огня был нарушен сотни раз. Причем, как утверждает министерство обороны Азербайджана, по самым разным направлениям линии фронта, с использованием подразделениями вооруженных сил Армении крупнокалиберных пулеметов. В результате снайперского выстрела с армянской стороны погиб офицер азербайджанской армии Агиль Омаров. Армия обороны непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) заявила о своей непричастности к гибели азербайджанского военного. Она заверяет, что продолжает сохранять режим прекращения огня и не осуществляет никаких превентивных действий.

А вскоре военное ведомство НКР распространило информацию о гибели, в результате нарушения азербайджанской стороной режима прекращения огня, 19-летнего военнослужащего Сипана Мелконяна. В Степанакерте пригрозили, что «провокации азербайджанской стороны не останутся без ответа и будут болезненными».

Словом, хрупкое равновесие в конфликтной зоне нарушено и, что показательно, ситуация стала обостряться во время посещения Еревана, Баку и Степанакерта сопредседателями Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию. Состоялись их встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, премьер-министром Армении Николом Пашиняном, лидером НКР Бако Саакяном. Официальная информация об этих встречах не говорит ровно ни о чем: «Обсуждены вопросы урегулирования карабахского конфликта и ситуация на линии соприкосновения».

В МИД АР придерживаются мнения, что убийство азербайджанского солдата во время визита в регион Минской группы ОБСЕ «носит провокационный характер» с целью срыва переговоров по урегулированию. Между тем похоже на то, что оживившийся было переговорный процесс стал глохнуть, хотя распространилась информация о подготовке встречи глав внешнеполитических ведомств АР и РА. Но, как пишет политический обозреватель Sputnik (Армения) Арман Ванескегян, во время переговоров в Ереване, Баку и Степанакерте сопредседатели Минской группы «старательно обходили» тему встречи глав МИД двух республик в Вашингтоне, хотя ранее называлась именно эта мировая столица. Также оказалось, что посол США в Армении Линн Трейси понятия не имела о какой-либо подготовке к рандеву министров на американской территории.

Все эти географические детали были бы несущественны, если бы не наблюдение армянского обозревателя, в соответствии с которым «складывается впечатление, что американская дипломатия занялась более насущными для себя вопросами». В частности, противостоянием с Ираном, палестино-израильским конфликтом, давлением на Турцию на почве ее намерения приобрести российские ЗРК С-400 и т. д.

В общем, в ближайшее время Вашингтону будет не до «задворок большой политики», то есть Карабаха, что, по идее, не должно быть трагичным, если б не одно обстоятельство: представитель США, как и России, является сопредседателем Минской группы, и далеко не всегда подходы двух стран к карабахскому урегулированию совпадают. Но переговоры, а они планировались американцами даже на уровне глав Армении и Азербайджана, дают возможность передышки на линии фронта и хоть какие-то гарантии не возобновления масштабных военных действий.

«Интересно, уж не специально ли американцы сами притормозили переговорный процесс, надеясь на то, что официальные Ереван и Степанакерт согласятся поменять свой основной переговорный вектор?» — задается вопросом армянский обозреватель. И поясняет: «Скажем, за столом переговоров начнут говорить не о независимости Карабаха, а о его вхождении в состав Армении. Именно такая ситуация была бы выгодна для США, поскольку тогда в Вашингтоне смогут сказать свое жесткое „нет“ армянской стороне. А занять такую жесткую позицию сейчас, когда речь идет о создании нового государства, признанного мировым сообществом, у американцев не получается. Ведь в последние десятилетия прецедентов образования новых государств было множество, и мировое сообщество это приняло. Возьмем ту же Югославию, где до сих пор идут процессы, спровоцированные Соединенными Штатами. … Чем не прецедент? … В геополитические рамки, выгодные американцам, сложившаяся ситуация не укладывается (поскольку выгодна ее главному сопернику — России). Вот и получается, что Вашингтону на международных дипломатических подмостках „нечем крыть“, когда речь идет о независимости Карабаха».

Версия армянского обозревателя, конечно, спорная, но она не лишена некоторого смысла, вытекающего из общей алогичности создавшейся ситуации, в которой ни Армению, ни Азербайджан война не устраивает, но и к компромиссному решению они не могут или не хотят придти. Возможно также, что им не дают его «нащупать» с тем, чтобы и Ереван, и Баку зависели от одного или сразу двух мировых центров силы.

Словом, «подковерные игры» исключить нельзя. И если американцы изменили тактику и стратегию в отношении карабахского урегулирования, или же, напротив, несколько самоустранились от него, тогда логично ожидать в этом вопросе напористую инициативу России. Но она запаздывает. Отчего? И не повторится ли в конфликтной зоне ситуация, схожая с апрелем 2016 года, когда не только Россия, но и другие сопредседатели дождались начала масштабных военных действий в конфликтной зоне, «гасить» которые «пришлось» Москве. На этом она три года назад набрала солидные политические очки.

Еще одно обстоятельство, затрудняющее продвижение переговорного процесса — отношения между НКР и Арменией стали портиться: считается, что в Степанакерте «окопались» сторонники прежнего армянского режима — двух экс-президентов республики Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Они считаются представителями так называемого «карабахского клана». В Ереване практически открыто говорят о том, что это «гнездо контрреволюционеров» надо убрать. Так что Нагорный Карабах живет, можно сказать, в режиме революционных ожиданий. И споров: следует ли НКР оставаться «самостоятельной» республикой, или она должна «влиться» в состав Армении.

Ни один, ни другой вариант не может устроить Азербайджан, который, надо сказать, не воспользовался ни революционной смутой в Армении год назад, ни склоками между Ереваном и Степанакертом. Баку дал Пашиняну, как новому главе государства, время на ознакомление с историей переговорного процесса, который, в результате, на некоторое время заметно активизировался. А наступающая в нем пауза и гибель людей с обеих сторон уже говорит о том, что ситуация может выйти из-под контроля.

Что это даст Армении? Ничего хорошего — только человеческие жертвы, страдания простых людей, еще больший рост уровня бедности, безработицы и оттока населения из страны. Азербайджан, конечно, тоже рискует большими человеческими потерями, но в социально-экономическом, финансовом плане, а также в контексте мощи своих вооруженных сил и людских ресурсов он заметно «обскакал» Армению. Но и ему не нужна война, угрожающая срывом, как минимум, углеводородных и транспортно-логистических проектов страны, щедро пополняющих ее казну. То есть война — это крайняя, вынужденная мера.

В общем, фон для переговорного процесса нынче неблагоприятный: получается, что место имеет, судя по последним событиям, реализация на практике примитивного постулата «око за око — зуб за зуб». И его возбужденные «рецепторы» могут не остановиться вовремя.

Ирина Джорбенадзе