Posted 7 июня 2019,, 04:15

Published 7 июня 2019,, 04:15

Modified 31 января, 22:59

Updated 31 января, 22:59

СНГ угрожают, пугают или оно «пугается» само?

7 июня 2019, 04:15
Глава Минобороны РФ предупредил о крайне напряженной обстановке на границах Содружества и вызовах суверенитету входящих в него государств.

В Анапе состоялось заседание Совета министров обороны (СМО) стран — участниц СНГ. Россию, Белоруссию, Азербайджан, Армению, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан на нем представляли главы оборонных ведомств этих государств, Киргизию — начальник Генерального штаба. Глава Минобороны РФ Сергей Шойгу сообщил коллегам о «крайне напряженной» военно-политической обстановке на границах Содружества Независимых Государств и реальных вызовах суверенитету государств Содружества. Он подчеркнул, что обеспечение безопасности стран СНГ возможно только общими усилиями. И формат СМО дает такую возможность.

Как передает РИА Новости, Шойгу также заявил, что сотрудничество военных ведомств государств Содружества развивается на фоне беспрецедентной военной активности НАТО и в условиях демонтажа стратегических договоренностей по предотвращению ракетно-ядерной угрозы со стороны США. И все это «усиливает военное и экономическое давление по всему миру». «НАТО осуществляет глобальное информационное давление, беспрецедентно наращивает военную активность, угрожает применением силы», — сказал российский министр.

Еще одной угрозой он назвал «миграцию» ударных отрядов международного терроризма, дестабилизирующих обстановку в различных регионах мира.

Разумеется, возникает извечный вопрос — «Что делать?». В Анапе участники заседания договорились об усилении военного сотрудничества, в том числе, в применении беспилотной авиации, развитии совместных систем военного назначения; взаимодействии в вопросах, связанных с противовоздушной обороной, безопасности полетов, подготовки военных кадров, проведении совместных учений с боевой стрельбой и т. д. В общем, споров и возражений на заседании не было — опасностью накопления и прорыва конфликтного потенциала в мире озабочены все государства Содружества. Но, надо думать, особенно тяжелая обстановка сложилась в республиках Центральной Азии.

На недавней встрече Совета руководителей органов безопасности и специальных служб стран СНГ (СОРБ) в Душанбе директор ФСБ РФ Александр Бортников заявил, что филиал запрещенной в России и других странах террористической организации «Исламское государство» — «Вилаят Хорасан», перебросил в северные районы Афганистана, граничащие со странами Содружества, пять тысяч боевиков. И вообще практика создания террористами новых плацдармов в Азии и Северной Африке уже носит устойчивый характер. Среди них — множество граждан из СНГ, воевавших в Сирии.

Знаменательно, что часть боевиков вернулась домой, и неизвестно еще, кто больше угрожает безопасности СНГ — они или те, кто осел на границах. Потому как «возвращенцы» представляют собой внутреннюю угрозу созданием так называемых «спящих ячеек», потенциал которых может быть задействован на месте. А угрозу извне, при попытке прорыва границы, можно отразить. Но есть ли для этого достаточные возможности у армий государств Центральной Азии? Одни достаточно боеспособны — так сказать, на первых порах; иные же имеют крайне плохую подготовку.

Так, по обновленному рейтингу Military Strength Ranking за 2018 год, в Центрально-азиатском регионе лучшие результаты показали Узбекистан и Казахстан: 39-е и 50-е место соответственно. Из 136 государств, представленных в рейтинге, Туркмения находится на 80-й позиции, Киргизия — на 91-й, Таджикистан — на 96-й. В тройку лидеров вошли США, Россия и Китай.

Между тем Афганистан, если не считать Узбекистана, граничит с государствами с самыми слабыми армиями региона — Туркменией и Таджикистаном. А Киргизия, со своими хилыми вооруженными силами — с последним. Так что угроза расползания терроризма на весь регион с выходом на границы России и далее крайне высока. Это означает, что без активного участия РФ, обладающей значительно большими возможностями для борьбы с вызовами безопасности, чем государства ЦА вместе взятые, не обойтись — как с точки зрения коллективной, так и в контексте двусторонних отношений.

Собственно, это и стало, вероятно, причиной того, что Россия намерена совершенствовать и расширять свою военную инфраструктуру в государствах региона. Ранее министр Шойгу говорил о необходимости укрепления военных баз РФ в Таджикистане и Киргизии, на что президент последней Сооронбай Жээнбеков заявил, что в открытии второй военной базы в этой стране необходимость есть — в контексте «формирования коллективных сил реагирования на афганские угрозы … и повышения степени взаимодействия с войсковыми подразделениями КР».

Напомним, на территории республики дислоцирована Объединенная российская военная база, состоящая из аэродрома у города Кант, узла дальней связи ВМФ РФ в Кара-Балте, испытательной станции противолодочного оружия в Караколе на Иссык-Куле и автономного сейсмического пункта в Майлуу-Суу. Но, видимо, этих сил в заданной ситуации недостаточно.

Впрочем, некоторые эксперты придерживаются мнения, что целесообразнее военное укрепление Таджикистана, где, правда, и так дислоцирован крупнейший зарубежный военный объект России. Его личный состав в Душанбе и Курган-Тюбе составляет около 8 тысяч военнослужащих. База оснащена, в том числе, таким «грозным» вооружением как оперативно-тактические комплексы «Искандер-М» и реактивные системы залпового огня «Ураган».

Военные объекты России есть и в Казахстане, однако считается, что ни один из них (взятый РФ на правах аренды) не рассматривается как элемент военной защиты РК. На безопасность республики и России «работают» объекты, используемые в единой системе ПВО двух стран. Но если гром все-таки грянет, Казахстан будет «прикрыт» во многом благодаря российскому военному присутствию в Центральной Азии, «Ахиллесовой пятой» которой является Таджикистан с его «дырявыми» границами, недееспособными армией и пограничными силами.

Таким образом, постулат — приложить общие усилия — единственно возможный для обеспечения безопасности границ СНГ. И с точки зрения упомянутой Шойгу «военной активности НАТО», и в контексте террористической угрозы, исходящей из Афганистана. В общем, в этом регионе скопилось множество военно-политических проблем с проекцией на все пространство СНГ, поскольку в нем пересекаются геополитические интересы нескольких мощных мировых «игроков», помноженные на террористическое давление.

А это самое худшее сочетание для решения проблемы безопасности границ вообще, а СНГ — в частности, поскольку для начала должны угомониться внутриафганские противоборствующие силы. Но прежде — в качества «пролога» — необходимо прийти к множеству компромиссов на самых разных уровнях: американо-китайском, российско-американском и т. д. Так что на соответствующую «работу» уйдет, похоже, еще не одно десятилетие.

Ирина Джорбенадзе