Posted 19 июня 2019,, 21:01

Published 19 июня 2019,, 21:01

Modified 31 января, 23:07

Updated 31 января, 23:07

Голова у России болит с двух сторон

19 июня 2019, 21:01
Нарастающая активность НАТО на Западе и успешное наступление талибов на Востоке вызывают наибольшее беспокойство в Москве, отмечают эксперты.

Слова министра обороны России Сергея Шойгу, который в начале июня заявил, что «военно-политическая обстановка на границах СНГ остается крайне напряженной», вызвали заметный резонанс. Учитывая, что сказано это было на заседании Совета министров обороны государств-участников Содружества, тревога главы российского военного ведомства предстает в особом свете.

Однако ни до, ни после этого заявления каких-то чрезвычайных признаков ухудшения дел по периметру границ СНГ не наблюдалось, что вызвало определенное недоумение у ряда наблюдателей. В связи с этим обозреватель «Росбалта» попросил экспертов поделиться своими соображениями о том, что конкретно мог иметь в виду министр обороны РФ, говоря о напряженной обстановке на границах СНГ.

По мнению эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, Шойгу мог иметь в виду только два направления. «Первое — это сообщения о том, что НАТО укрепляется на польско-белорусской границе. Это его, наверное, очень беспокоит и это всем в руководстве РФ очень важно сказать накануне 22 июня (даты нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, — «Росбалт»), им надо доказывать, что 22 июня больше не повторится, что наши границы на замке», — предположил эксперт.

Второе направление, по словам Дубнова, — это границы стран Центральной Азии с Афганистаном. «Наши военные начальники и разведслужбы постоянно говорят нам, что на границах с Афганистаном постоянно скапливается разное количество (от 5 тысяч до 10 тысяч) боевиков «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории России), которые ждут команды на инфильтрацию в страны Центральной Азии и это может угрожать РФ», — отмечает эксперт.

К этому, говорит он, можно добавить только тот факт, что реально никто не знает, сколько боевиков может находиться на границах с республиками Центральной Азии, и «нет точных сведений, готовы они или нет к каким-либо провокациям на северных границах Афганистана». По словам Дубнова, «это такая постоянно действующая уловка, в которой Москва заинтересована, чтобы дать понять нашим среднеазиатским партнерам, что без военной помощи России они не могут обеспечить свою безопасность».

Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин согласен с министром обороны Шойгу, что «обстановка действительно напряженная» и видит «все основания» для таких слов министра. Он также напоминает, что южная граница СНГ проходит в районе Афганистана, а также Северной Кореи. «Там напряженная обстановка?», — задается эксперт вопросом и сам же отвечает: «Напряженная».

«Границы СНГ проходят и в районе Украины, которая вроде бы заявила, что собирается выходить из Содружества. Кроме того, эти границы проходят и в районе стран Балтии, где постоянно какие-то маневры и концентрация сил НАТО», — говорит Жарихин.

Продолжая тему южных границ СНГ и их близости к Афганистану, он констатирует, что «слава богу, пока американцы сидят в этой стране» и тут же вновь задается многозначительным вопросом: «А если они уйдут?»

Как известно, Москва некоторое время назад предпринимала попытки неформальных переговоров с «Талибаном» (террористическая организация, запрещенная на территории России). Однако старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Андрей Грозин говорит, что особо доверять этой силе не стоит. Он обращает внимание на то, что «диалог велся не под эгидой российских государственных структур», особо отмечая, что «до сих пор талибы у нас официально запрещены как террористическая организация».

По его мнению, не стоит переоценивать попытки диалога с талибами. «Все это, и «московский формат, и ташкентские переговоры в прошлом году — это многолетний процесс отстаивания интересов мировых центров силы, который может длиться с переменным успехом или даже вообще безуспешно, а талибы наступают на Кабул сейчас».

«Больше того, афганская ситуация в последние месяцы демонстрирует тенденцию к ухудшению. Во-первых, талибы начали свое традиционное весеннее наступление с опережением графика, а во-вторых, бои идут вдоль всей (южной части) границы СНГ. И на ее туркмено-афганском участке, и на таджикско-афганском», — отмечает Грозин.

«Талибы в Афганистане сейчас безусловно выигрывающая сторона и они могут повышать ставки», — уверен он. «Видно, что официальный Кабул постепенно утрачивает инициативу в войне с «Талибаном». Я думаю, что именно это и имел в виду Шойгу. Размещение новых российских подразделений в Центральной Азии, в частности, батальона беспилотников — это делается не только ради освоения бюджетов или чего-то подобного. Это явно результат долгосрочной оценки того, что ситуация имеет тенденцию к дальнейшей депрессии», — полагает специалист.

Он обращает внимание, что в последние полтора месяца заявления об ухудшении международного климата в этом регионе звучали не только со стороны Москвы, но и со стороны Пекина и Дели. И это не случайно, поскольку в Афганистане «растет интенсивность боевых действий, в том числе, и в регионах, которые раньше считались относительно спокойными. Например, в Хазараджате», — отмечает Грозин.

«Никаких надежд на то, что русским, американцам или китайцам удастся замирить талибов, у меня нет, потому что ни у кого нет сейчас контрольного пакета влияния в Афганистане. Даже у Исламабада, который по инерции еще продолжает восприниматься в качестве спонсора или отца-основателя «Талибана». После смерти лидера талибов муллы Омара там все так поменялось, там сейчас такой «клубок товарищей», что разобраться в этом очень сложно», — добавил эксперт.

Александр Желенин