Что происходит с авиарейсами в Чехию

«Самолетный спор» Москвы и Праги может не только осложнить жизнь рядовым пассажирам, но и стать еще одним элементом стены между Россией и Западом.


Для чехов корейцы оказались важнее россиян. © Фото ИА "Росбалт"

Во вторник чешские власти вдруг отменили ранее выданные разрешения на большую часть рейсов из Москвы в Прагу и Карловы Вары. Несколько часов спустя, правда, появилась информация, что Чехия и Россия пока, до окончания выяснения отношений, выдали временные разрешения на спорные рейсы до 7 июля. Однако ситуация остается напряженной и трудно предсказуемой.

В соответствии с позицией чешской стороны ее действия — это ответ на отказ России предоставить постоянное разрешение на полеты в Сеул. По этой версии, разрешения на дополнительные рейсы для «Аэрофлота», «Победы» и «Уральских авиалиний» были выданы авансом и были отозваны сразу же после того, как российская сторона отказалась выполнять свое обещание. Официально свой отказ пускать чешские рейсы через Сибирь в Южную Корею россияне озвучили 30 июня, в воскресенье. В свою очередь, российский Минтранс заявляет, что это Чехия сейчас нарушает свои договоренности.

Сложившаяся ситуация, вопреки определенному сходству с недавним запретом перелетов в Грузию, выглядит совсем иначе. Главное отличие состоит в том, что авиасообщение между Чехией и Россией не разорвано. Чешские авиакомпании («Чешские авиалинии» и Smart Wings) продолжают свои рейсы из Праги в Москву и обратно. Сохраняются и два рейса российского «Аэрофлота». В свою очередь «Уральские авиалинии» заявляют, что продолжают летать в Прагу, включая и прямой рейс Екатеринбург-Прага. Правда, пока неясно, на постоянной основе или временно, пока не вывезут своих пассажиров, рискующих теперь застрять на чешской территории.

Сохраняются также чартерные рейсы — по крайней мере, в авиакомпании «Россия», чьи самолеты также летают в Прагу, пассажирам сообщают, что их ранее запланированные полеты пока будут выполняться по расписанию. Наконец, не отменяют и рейсы в Прагу из других российских городов, которые выполняют чешские авиаперевозчики.

Сходство же ситуации с грузинской историей в том, что в межгосударственных спорах и конфликтах коммерческих компаний крайними вновь оказываются рядовые потребители. Не так важно, в данном случае, кто это — чехи, россияне или граждане третьих стран, например, китайцы, которые намеревались лететь через Москву и Прагу самолетами российских авиакомпаний. Шаги, напрямую касающиеся множества людей, предпринимаются вдруг, без предварительного уведомления. Причем для потребителей не так уж и важно, приняли ли свое решение чешские власти так внезапно, что «Аэрофлоту» и его российским коллегам пришлось внезапно отменять рейсы из Праги или же они знали о возможных последствиях спора по поводу полетов в Сеул, но не стали предупреждать своих пассажиров о возможных трудностях.

Пока в итоге под угрозой отмены четыре рейса «Аэрофлота» в Прагу и обратно, один рейс «Победы» в Карловы Вары и не до конца ясна ситуациями с двумя рейсами «Уральских авиалиний».

Главное — это сложности, с которыми теперь столкнутся пассажиры. Ведь это произошло в активный период туристического сезона. Россияне начинают массово ездить в Чехию обычно с начала мая, пользуясь долгими праздниками на родине, к которым часто присоединяют свой отпуск. Что касается чехов, то у них активный сезон отпусков начался как раз с первого июля. В пятницу, 28 июня, в чешских школах наступили каникулы. Кроме того 5 июля в Чехии государственный праздник, соответственно, длинные выходные, к которым «прикрепляют» часто свой отпуск чехи и живущие в стране россияне (их только по официальным данным около 30 тысяч человек, не считая тех, кто ранее получил чешское гражданство).

Есть еще граждане третьих стран, чаще всего — из Азии, которые используют стыковочные рейсы «Аэрофлота» через Москву для перелетов в Европу. По всем этим людям, по репутации авиакомпаний и самой Чехии, как комфортной и предсказуемой для туристов страны и ударил сейчас новый чешско-российский конфликт.

Ситуация, безусловно, еще может измениться к лучшему, если теперь, под давлением прессы и общественного мнения, авиационные администрации двух стран начнут снова договариваться. Но с психологической, а не с фактической точки зрения этот скандал, разразившийся сразу после запрета на полеты в Грузию, безусловно, станет еще одним кирпичиком, из которого строится новая стена между Россией и остальным миром.

Однозначно негативно эта история скажется и на российско-чешских отношениях. Ведь сегодня важно не столько реальное событие, сколько его отражение в медиа и интерпретации в социальных сетях. Особенно в России, где сразу, при любом споре, начинают искать в действиях зарубежных партнеров пресловутую русофобию.

Иван Преображенский, Прага


Ранее на тему Чехия сохранит авиасообщение с Россией до конца лета

Минтранс предложил Чехии отложить решение проблем с авиарейсами до осени

Чехия сняла запрет на полеты российских авиакомпаний