Posted 10 июля 2019,, 09:20

Published 10 июля 2019,, 09:20

Modified 31 января, 23:17

Updated 31 января, 23:17

Зеленский решил, что мост с Донбассом нужнее, чем с РФ

10 июля 2019, 09:20
Внимание от прошедшего в Киеве саммита с Евросоюзом отвлек скандал с отменой теледиалога «Надо поговорить» между Украиной и Россией.

В понедельник ведущие информационные агентства Киева готовились подробно освещать саммит Украина — ЕС. Событие должно было показать степень серьезности намерений Европы в сотрудничестве с Владимиром Зеленским в качестве главы государства, самого по себе переставшего быть значительным, но занявшего первые строчки в приоритетах политики многих стран. Однако получилось так, что столь знаменательное мероприятие отошло на второй план, и в некоторых изданиях о встрече с европейцами лишь упомянули вскользь. Пришлось снова экстренно отвлекаться на Россию. И новому президенту, и парламенту, и радикальным националистам, и, естественно, — журналистам.

Общим для обеих тем дня стало слово «мост». Только если в Станице Луганской, куда накануне саммита наведались президенты Зеленский и Туск (глава Евросовета), анонсировали восстановление перехода из «Украины основной» на «Украину шахтерскую», которую боятся потерять, то телемост с Россией поспешили фактически запретить. Радикалы для большей убедительности даже пригрозили сжечь телеканал NewsOne, взявший на себя смелость предположить, что украинцам с россиянами «надо поговорить».

Вот так события одного дня очень четко обрисовали суть запутанной внутренней и внешней политики нынешнего руководства Украины. Впрочем, пока курс не изменился, хотя поменялись фамилии в новой команде. С Западом мы всячески стремимся вести диалог, настаиваем, что Украина, пока, правда, только условно-географически, — это центр Европы, и намекаем, что следующий саммит, возможно, не понадобится, потому что страну примут в полноценные члены Старого Света. С Россией же и россиянами можно разговаривать исключительно языком санкций и ультиматумов. На корню пресекать все попытки диалога Киева с Москвой даже если чья-то «частная» инициатива.

Нашедший возможность оторватся от переговоров с высокими европейскими гостями Владимир Зеленский записал видеообращение, в котором как смог разъяснил гражданам суть происходящего. По его словам, телемероприятие — есть ни что иное, как идеологическая провокация, на которой перед выборами в Раду «темные силы» пытаются заработать электоральные балы. Впрочем, по мнению экс-шоумена, там все собираются заработать: одни на своей антироссийскости, другие, наоборот, — выказав стремление найти общий язык с соседом.

Президент, видимо, в утешение напомнил журналистам об их почетном звании четвертой власти, а стало быть — об ответственности, вызвав тем самым недоумение у части общества. Получилось, что, вместо того, чтобы обеспечить свободу слова, гарант конституции признал свою беспомощность перед радикалами, голос которых остается, как и прежде, самым громким и решающим. Им что, все также можно безнаказанно кошмарить кого угодно и контролировать улицу? И что такого страшного могут нам сказать россияне в прямом эфире, чего наши ранимые умы и души не выдержат? Хотя отметим, что в данном случае никакого «единодушного осуждения», как это было днем раньше в Грузии, где все «заступились за Путина», явно не получилось.

Одним словом — поражение. Это не только про пророссийскую «пятую колонну», но и про Зеленского и его команду. Новоиспеченный президент, пытающийся «сшить» разную Украину, продемонстрировал неготовность разруливать ситуацию, пусть и непростую. Кроме того, невольно власть перещеголяла в насаждении цензуры самого Петра Порошенко. Получилось, что уже при новой команде создалась реальная угроза закрытия оппозиционного издания, чего при «кондитере» не случалось. Вот, например, и «95 квартал», пусть это и не СМИ, регулярно издевавшимся над экс-президентом «снести» не смогли, хотя, наверное, хотели, да и на тот же NewsOne давили постоянно.

В остальном же все прошло достаточно сухо и предсказуемо: клялись во взаимной любви, осуждали агрессивную политику РФ, а гости обещали всяческую помощь Украине. Зеленский посулил в течение месяца починить мост в зоне разграничения, по которому пенсионеры смогли бы не только ходить, но и ездить за пенсией (в мятежной части Донбасса тут же ответили, что и без Зеленского разберутся со «своим мостом»), грозился перезагрузить неработающие антикоррупционные программы, на которые Запад потратил уже кучу денег, и обещал вскорости начать надолго сажать топ-чиновников.

В рамках саммита было подписано пять соглашений. Это вторая часть проекта U-LEAD, предполагающего продолжение децентрализации власти; «Антикоррупционная инициатива — вторая фаза», «Поддержка гражданского общества и культуры», «Поддержка ЕС для Востока Украины» и «Программа технического сотрудничества 2019 года». В общих словах, без подробностей, говорилось, что все это «очень важные и хорошие проекты».

Каких-то особенных прорывов в отношениях между сторонами, на одной из которых появились новые лица, никто не заметил. Эксперты указывают на «общесть и поверхностность» фраз и чрезмерную идеологичность высказываний. Нет, до высокой патетики предыдущего главы государства еще дело, конечно, не дошло, но уже приближается. Известный бизнесмен и телеведущий Андрей Пальчевский даже провел некую аналогию с крахом великих империй из-за излишка идеологии. «Рухнул Рейх, рухнул СССР, — сказал он в интервью каналу „112 Украина“. — А все оттого, что заменяли экономические ощутимые понятия пропагандой, верой в богоизбранность и особенную идеологию».

Эксперт отметил, что в украинской политике превалирует именно идеологический подход, а в современном политическом мире происходят качественные сдвиги в сторону меркантильных интересов, и непонятно, что будет делать президент, если Запад «устанет» от Украины окончательно и предложит ему решать проблемы один на один с РФ. Европа, по его словам, уже давно говорит о заинтересованности в отмене антироссийских санкций, последним надежным оплотом остается Трамп. Но и у него из-за Украины проблемы, выборы на носу, и его риторика может внезапно измениться. «Сольет нас, как пить дать — сольет Путину. Что тогда будем делать?» — заявил Пальчевский.

Подобный вопрос задают сегодня на Украине многие, в том числе и те, кому хотелось бы внеблокового, нейтрального статуса страны — чтобы ни с Россией, ни с Западом, а сами по себе. Впрочем, согласно опросам, этих «многих» сегодня все же абсолютное меньшинство. Например, почти 70% украинцев хотят в Евросоюз, приблизительно 60% готовы проголосовать на референдуме за вступление в НАТО. Хотя «хотеть», как известно, не вредно.

Валентин Корж, Днепр, Украина