Posted 12 июля 2019,, 12:30

Published 12 июля 2019,, 12:30

Modified 31 января, 23:18

Updated 31 января, 23:18

Получится ли у Зеленского дубль?

12 июля 2019, 12:30
Опросы отдают победу на выборах в Раду «Слуге народа». Но партии формируют лишь одну половину парламента, а другую — мажоритарщики, и поэтому итог не ясен.

Хотя новоиспеченного президента Владимира Зеленского уже вовсю критикуют, но все же украинцы пока доверяют ему куда больше, чем кому-либо. Согласно опросу социологической группы «Рейтинг», уровень доверия к нему составляет 65%. Куда меньшую «доверчивость», если говорить об известных политиках, респонденты проявили к Петру Порошенко (14%) и Виктору Медведчуку (12%).

Порошенко, конечно, понимает, что сегодня под вопросом находится не только его дальнейшая карьера, но, возможно, и свобода, и всячески пытается заполучить для своей «Европейской солидарности» максимум поддержки, и по всему получается, что его партия в Раду в следующее воскресенье пройдет с «бронзовой медалью». Однако на первом месте во всех без исключения опросах, с большим отрывом, «Слуга народа», руководимая экс-шоуменом. На втором — «Оппозиционная платформа — За життя» пророссийских Медведчука, Бойко и Рабиновича. Команда «Зе», правда, потеряла за месяц порядка 8%, но примерно на 40% голосов может рассчитывать. Платформа «путинского кума», несмотря на невысокий показатель доверия к самому Медведчуку, сумела немного нарастить свой рейтинг — по разным данным, до 12-15%.

Партии Юлии Тимошенко и поющего политика Святослава Вакарчука, толкая друг друга локтями, замыкают пятерку счастливчиков. Впрочем, последняя не факт, что преодолеет пятипроцентный барьер. Остальные, вроде бы, шансов попасть в парламент не имеют вовсе. Так что если бы Верховная рада формировалась только по партийным спискам, то она бы более чем наполовину оказалась составленной из «слуг народа», а «оппозиционеры» получили бы порядка 20% кресел — вполне прилично для «пятой колонны».

Однако пока половина мест в украинском парламенте «разыгрывается» в одномандатных округах, а потому в 2014-м «Свобода», например, до 5% немного не дотянула, но в итоге семь представителей ультранационалистов в Раде оказались. Так что тут, что называется, возможны варианты. А потому — не факт, что президентская партия на Украине сделает то, что без труда удается их «коллегам» в РФ — получить более 50% мест, и тогда придется искать союзников.

«Оппозиционеры» хотя и говорили неоднократно, что с Зеленским им не совсем по пути, однако если им отдадут весомый кусок власти — должность премьера, например, и несколько других важных постов, то в коалицию большинства в Раде, наверняка, с удовольствием войдут. В качестве своего основного козыря они предъявляют хорошие отношения с руководством РФ. Дескать, будет Медведчук владеть рычагами влияния на политику Украины — будут и преференции по газу, и возврат моряков, и всяческая «какава с чаем». При этом потенциальные «серебряные призеры» стараются избавиться от имиджа «предателей», которыми на Украине их считают очень уж многие. Например, Вадим Рабинович на брифинге после недавней московской встречи с российским премьером с гордостью отметил: дескать, мы «сказали российской стороне, что Крым — это Украина».

Но такая гиперактивность пророссийских сил на Украине может сыграть с ними злую шутку, считает харьковский социолог Олег Пухарцев. «С одной стороны, в обществе действительно есть спрос на восстановление мира в Донбассе и любые попытки приблизить этот день воспринимаются электоратом юго-востока положительно, — отметил Пухарцев в комментарии „Росбалту“. — Однако желание дружить с Россией любой ценой — не в тренде, слишком велика обида. А именно такое желание неприкрыто демонстрирует в последнее время Медведчук и его компания».

По мнению эксперта, откровенные заигрывания с руководством РФ отвернут от этой политсилы часть избирателей, поскольку они видят в «оппозиционерах» засланных казачков Путина, тщательно продвигаемых им во власть в Киеве. Но тем от своей линии отходить уже поздно. «Наверняка под самые выборы нас удивят еще каким-нибудь особенным сюрпризом Кремля, — уверен Пухарцев. — Ну, например, внезапно освободят военных моряков из плена и припишут эту заслугу Медведчуку. Дескать, смотрите, как человек за Украину радеет. Молодец, голосуйте за него!»

Снижение же рейтинга партии Зеленского эксперт не считает неожиданным. «Такая тенденция вполне была прогнозируема. На президентских выборах ведь голосовали больше против Порошенко. Избиратели автоматически наделили Зеленского несколько завышенной позитивной оценкой, распространяя ее и на его партию, — говорит он. — Сейчас же уже настала пора определяться не только с тем, против кого ты, но и за кого». Кроме этого, по мнению Олега Пухарцева на снижение рейтинга «Слуги народа» негативно влияет начало практической, не всегда на 100% удачной деятельности нового президента.

Впрочем, нельзя сказать, что Зеленский натворил неисправимые ошибки, и что ему пора капитулировать. Он быстро учится. Пример тому — разговор с Путиным. Снял трубку, погонял воздух — ведь конкретных договоренностей никаких, однако побил один из главных козырей оппозиции, на каждом углу трубящей, что Зеленский, дескать, не хочет договариваться с Россией.

Еще одним доказательством того, что Зеленский «быстро обучаем» является тот факт, что он начал использовать на полную катушку административный ресурс. Накануне президент уволил 57 глав районных госадминистраций в 13 областях. Надо полагать, туда будут назначены «правильные» кадры, которые в трудный момент поддержат Зеленского на местах. Чуть ранее он провел чистку уровнем выше, убрав сразу 15 губернаторов и 12 назначив.

Зеленский также предложил распространить люстрацию не только на чиновников, находившихся у власти до Евромайдана, но и на всех депутатов, министров и топ-чиновников времен Порошенко, и самого экс-президента. Учитывая, что в числе «наказов» граждан, согласно опросу, отмена неприкосновенности для «небожителей» по популярности находится на втором месте после снижения коммунальных тарифов, — это сильный ход.

И все же однозначного ответа на вопрос, какой будет новая Рада, пока нет. Как и еще на один: что будут делать радикальные националисты, если не получат вообще никакого представительства в парламенте? Вряд ли только болтать на кухнях.

Валентин Корж, Днепр, Украина