Posted 15 июля 2019,, 17:52

Published 15 июля 2019,, 17:52

Modified 31 января, 23:19

Updated 31 января, 23:19

ДРСМД спасти легко, но никто не хочет

15 июля 2019, 17:52
Россия держится за «Искандеры», США делают ставку на новые сверхточные гиперзвуковые ракеты.

Уже совсем скоро может окончательно прекратить существование один из основополагающих документов в области ядерной безопасности, подписанный СССР и США во времена Перестройки — Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Мир, как и в конце 70-х годов XX века, вновь может оказаться на грани самой настоящей ядерной войны.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг в своей статье для немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung написал, что «Москва должна использовать свой последний шанс» для спасения договора. «В противном случае, она несет полную ответственность за последствия», — считает он.

Напомним предысторию заключения ДРСМД:

1973 год. Правительство Советского Союза принимает решение о разработке ракеты средней дальности «Пионер» (РСД-10, по натовской классификации SS-20) с максимальной дальностью стрельбы 5500 км.

1976 год. Первые комплексы РСД-10 заступают на боевое дежурство в европейской части СССР, а также в Сибири и Забайкалье.

1979 год. В ответ НАТО приняло решение разместить в Западной Европе 464 новые крылатые ракеты наземного базирования Tomahawk и 108 модернизированных баллистических ракет Pershing II.

Обе стороны тогда усиленно готовились к обмену ядерными ударами. Однако, учитывая, что скорость новейших американских ракет была значительно выше, а их точность превышала аналогичные показатели советских ракет (250 м — «Пионер», 10 м — Pershing II), советское руководство приняло предложение американцев о начале переговоров о полном уничтожении этого класса ракет.

В итоге в 1987 году генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и президент США Рональд Рейган подписали исторический Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

В 2013 году президент РФ Владимир Путин на встрече с представителями российского военно-промышленного комплекса назвал тогдашнее решение советского руководства отказаться от ракет средней дальности «по меньшей мере спорным».

В июле 2014 года президент США Барак Обама в письме Путину обвинил Россию в проведении испытаний крылатых ракет средней дальности, в нарушение действующего Договора. Американская сторона утверждала, что испытания крылатой ракеты наземного базирования на дальность более 500 км проводились в России еще в 2008—2011 годах. Речь шла о российской ракете 9М729 («Искандер-К», по классификации НАТО SSC-8).

В октябре 2017 года уже новый президент США Дональд Трамп заявил о готовности его страны выйти из договора из-за «несоблюдения его условий российской стороной». Имелась ввиду ракета та самая ракета 9М729. Другой причиной стремления выйти из этого договора Трамп назвал «разработки этого оружия Китаем», не связанного никакими подобными договорами.

1 февраля 2019 года Трамп объявил о начале процедуры выхода из Договора, обосновав это тем, что «Россия слишком долго безнаказанно нарушала ДРСМД, скрытно разрабатывая и развертывая запрещенную ракетную систему, которая представляет собой прямую угрозу нашим союзникам и войскам за рубежом». Процесс, по его словам, должен занять полгода и если к окончанию этого срока «Россия не вернется к его соблюдению, уничтожив все свои ракеты, установки и связанное с ними оборудование», то США прекратят свои обязательства по ДРСМД.

2 февраля Путин заявил: «Американские партнеры … объявили о том, что они занимаются НИР, НИОКР и опытно-конструкторскими работами, и мы будем делать то же самое».

4 марта 2019 года Путин подписал указ о приостановлении Россией выполнения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Заметим, что теперь, когда обе страны вступают в новый этап гонки ядерных вооружений, подлетное время новейших гиперзвуковых ракет, разрабатываемых как в США, так и в России, сокращается в несколько раз.

В связи с этим обозреватель «Росбалта» попросил экспертов ответить на вопрос о том, есть ли еще хоть какой-то шанс спасти ДРСМД.

Руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Алексей Арбатов полагает, что «спасти этот договор ничего не стоит, если бы была политическая воля». Американцы, продолжает он, «подозревают, что наша новая крылатая ракета имеет большую дальность и говорят, что ракета, которую им показали в январе, не та» (имеется в виду брифинг для военных атташе и журналистов, проведенный 23 января 2019 года в подмосковной Кубинке МИДом и Минобороны РФ, — «Росбалт»).

В свою очередь Россия, по словам Арбатова, «подозревает, что в шахтах комплексов противоракетной обороны в Румынии и Польше могут быть развернуты крылатые ракеты Tomahawk». При этом эксперт уверен, что «договориться о новых мерах контроля, инспекциях на местах», в принципе, не сложно.

«Практика отработана. Мы прилетаем в Польшу или в Румынию, просим открыть шахты пусковых установок, смотрим, стоят ли там крылатые ракеты или зенитные управляемые ракеты RIM-161 Standard Missile 3 (SM-3). Любой специалист их с первого взгляда отличит. Они, в свою очередь, прилетают на наши базы с размещенными „Искандерами“ и смотрят, какие там ракеты — старые или новые, которые они называют и которые на два метра длиннее. Претензии снимаются, договор сохраняется», — говорит эксперт.

«Никаких технических проблем здесь нет», — подчеркивает он.

«Это вопрос политического желания. Но и в Москве, и в Вашингтоне очень неоднозначное отношение к договору. В России на протяжении последних 10 лет на самом высоком уровне в адрес Договора о ракетах средней и меньшей дальности была только критика. И лишь с декабря прошлого года начали говорить, что он является фактором стабильности и что РФ за его сохранение. В Америке наоборот — договор всегда считался стабильным и только с приходом администрации Трампа, особенно с 2017 года, стали заявлять, что он не нужен и вреден, потому что, во-первых, русские его нарушают, а большое количество китайских ракет он не учитывает», — отметил Арбатов.

Что касается ракет среднего радиуса действия, которые имеются у Китая и других стран, то «это отдельная тема, большие переговоры, серьезная подготовка. Сохраним договор (о РСМД) — у нас будет время все это обсудить», — уверен Арбатов. В то же время он с пессимизмом относится к идее переговоров с Китаем: «Он нам такие условия выкатит, что мало не покажется».

Генерал-майор, доктор технических наук Владимир Дворкин также считает, что «сохранить договор можно, но шансы минимальные». По его мнению, «для того, чтобы спасти этот договор, России нужно, как минимум, предпринять определенные шаги в отношении ракеты 9М729 („Искандер-К“), к которой есть претензии у США и НАТО». Он полагает, что возможно «их надо временно демонтировать и разместить в каких-то складских помещениях», однако полагает, что «российские власти вряд ли пойдут на это».

«Чтобы дать возможность „спасти лицо“ российскому руководству, американцы тоже должны предпринять какие-то конструктивные решения. Например, чтобы с пусковых установок в Румынии и Польше нельзя было бы запускать ракеты Tomahawk», — считает Дворкин.

«При таких условиях договор можно было бы спасти», — допускает он.

Если же ДРСМД рухнет, США, Европа и Россия могли бы просто взять на себя обязательства не размещать эти ракеты на своей территории, полагает генерал.

Независимый военный обозреватель Павел Фельгенгауэр также считает, что «реальных шансов сохранить договор, нет». Он напомнил, что обе стороны — и российская, и американская, «уже давно заявили, что считают этот договор мертвым, так что ДРСМД будет аннулирован».

Последствием этого станет развертывание ракет средней и меньшей дальности, которые ранее подпадали под запрет. «Американцы утверждают, что они конструируют такие ракеты, правда, говорят, что они будут не ядерными, но зато сверхточными и гиперзвуковыми, а также, что развернуты они будут к 2023 году», — говорит эксперт. По его словам, «они будут мобильного, воздушного и морского базирования и разместить их могут в разных странах».

Эксперт отмечает, что сегодня в НАТО не будет консенсуса по вопросу о размещении новых американских ракет среднего радиуса действия, но это и не обязательно, поскольку США могут размещать их и на основе двусторонних соглашений с той или иной страной. В частности, он напоминает, что базы ПРО в Польше и Румынии не натовские, и находятся там на основе двусторонних договоренностей с Америкой.

Все это, по словам Фельгенгауэра, очень напоминает европейский ракетный кризис 1970-х годов, «когда в ходе обострения „холодной войны“ обе стороны очень близко подошли к обмену ядерными ударами».

Александр Желенин