Posted 19 июля 2019,, 07:10

Published 19 июля 2019,, 07:10

Modified 31 января, 23:21

Updated 31 января, 23:21

Иванишвили: «Долой российский рынок? Какое невежество!»

19 июля 2019, 07:10
Этих слов давно уже ждали от фактического правителя Грузии, поскольку за ними стоит шанс на сохранение относительного благополучия жителей республики.

Тревожные ожидания, что после закрытия Россией авиасообщения с Грузией и прекращения туристического потока из этой страны в Сакартвело РФ введет еще и эмбарго на импорт грузинской продукции, не оправдались. Напомним, президент России Владимир Путин озвучил свое несогласие с такой крайней мерой «из уважения к грузинскому народу». Народ вздохнул облегченно, но назойливые разговоры о том, что «плевать мы хотели на российский рынок» и «нас ждут более широкие торговые горизонты» с другими странами, продолжаются. Бизнес беспокоится, что РФ «психанет», и в ответ все же покажет Грузии «кузькину мать» — ситуацию надо было как-то разрулить, причем фактически первому лицу страны, лидеру правящей партии «Грузинская мечта» олигарху Бидзине Иванишвили: в конце концов, львиную долю своих миллиардов он сколотил именно на российских просторах. И он заговорил.

Выждав довольно продолжительную паузу после скандала в Тбилиси с российским депутатом Сергеем Гавриловым (в противном случае его бы обвинили в «пособничестве Москве»), он сказал: «Желающие закрытия для нас российского рынка и торговли с РФ являются врагами страны». А считающие, что российский рынок должен быть непременно замещен европейским и украинским, «несведущи и невежественны».

Далее последовал ликбез для тех, кто не вполне ориентируется в вопросах рынка и торгово-экономических отношений, либо делает вид, что они им неведомы. По его словам, даже экономически развитые европейские страны стараются утвердиться на российском рынке, и его замещение ни для кого не является простым делом: «Для этого потребуются годы». И преимущество Грузии в том, что ее продукция хорошо известна в России — «у нее там есть потребитель». Олигарху, вряд ли разбирающемуся в политических и дипломатических тонкостях, можно верить, по крайней мере, в вопросах освоения рынков.

В Грузии представители радикальной оппозиции считают, что из «российского фактора» в туризме, торговле и иных сферах, приносящих стране деньги, «делают из мухи слона». Но «слон»-то налицо: только от прекращения прямого авиасообщения с Россией и, соответственно, потери значительной части туристов из РФ, Сакартвело лишается порядка 800 миллионов долларов, то есть четверти годового дохода от этой сферы составившего в прошлом году порядка 3,2 миллиарда долларов. А это очень много для страны с малым и хронически дефицитным бюджетом.

Ну, а если Россия введет эмбарго на поставки грузинской продукции, это будет шоком для экономики — гораздо более тяжелым, чем запрет на прямое авиасообщение и снижение туристического потока из РФ, в результате чего, кстати, россияне отменили 80% броней в дорогостоящих гостиницах. А это прямо ударило по курсу доллара, который мгновенно взлетел, и привело к подорожанию практически всех товаров и услуг. Впрочем, удар этот был бы несколько смягчен, если б в Грузии, кроме туризма и смежных с ним сфер, были развиты другие отрасли, и если бы в стране наличествовал разнообразный экспортный потенциал.

А сейчас почти все, в контексте тревожных ожиданий эмбарго, которые еще не до конца нейтрализованы, завязано на экспорте вина и минеральных вод в Россию. И это прекрасно понимают те, кто заняты в соответствующем бизнесе: недаром недавно виноградари из Кахетии — главного винодельческого региона Грузии — провели акцию протеста у телекомпании «Рустави 2» с требованием отставки ее директора Николоза Гварамия из-за его грубых высказываний по поводу экспорта их продукции в Россию. Кахетинские виноделы в знак протеста даже временно перекрыли автотрассу Вазиани-Гомбори-Телави.

Тут, конечно, нет никакой политики. Достаточно сказать, что Россия возглавляет пятерку лидеров импортеров грузинского вина: с начала 2019 года в РФ отгружено более 25,5 миллиона бутылок из 40,5 миллиона, предназначенных для внешнего рынка. Причем,за указанное время экспорт в Россию, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возрос на 6%, а вот на Украину сократился на 10%.

Но если говорить о внешней торговле, дело тут не только в вине и минеральных водах, хотя Россия остается их главным импортером. При этом она является вторым, после Турции, внешнеторговым партнером страны. Так, в первом полугодии Грузия экспортировала в РФ самую разнообразную продукцию, включая более 56 тысяч тонн ферросплавов, а Россия стала самым крупным и, надо полагать, наиболее выгодным для Грузии поставщиком нефти, нефтепродуктов, пшеницы и т. д. И товарооборот между двумя странами последовательно растет.

Еще одна тревога грузин: уж не сменит ли Путин столь не ожидаемую от него милость на гнев, и не введет ли он запрет на денежные переводы из России в Грузии? Ведь и в этом сегменте РФ на протяжении многих лет занимает лидирующую позицию. В первом полугодии они составили почти 200 миллионов долларов, хотя это почти на 8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.