Posted 28 августа 2019,, 11:35

Published 28 августа 2019,, 11:35

Modified 30 марта, 16:07

Updated 30 марта, 16:07

Сто дней Зеленского: еще не Наполеон, но уже не клоун

28 августа 2019, 11:35
Несмотря на то, что новый президент пока может похвастаться лишь победами над «бывшими», оценка его работы украинцами достаточно высока.

Исполнилось 100 дней с момента вступления Владимира Зеленского в должность президента Украины. Именно за этот отрезок времени (после 100 дней Наполеона) принято подводить первые итоги. Сам он пообещал, что «отчетная» пресс-конференция состоится позже, но украинские СМИ не стали откладывать это дело на потом, обсудив достижения и провалы. Последних, впрочем, кажется, не найдено.

Если кратко: получается, что оценка результатов усилий Владимира Александровича от большинства украинцев не просто высока — она уникальна. Ведь реальных изменений в жизни страны за 100 дней не произошло; война в Донбассе не прекратилась; Крым там же, где был; доходы населения не увеличились; миллионы заробитчан не ринулись обратно на родину — однако надежды избирателей на чудо не рухнули. Почему? Да потому, что все эти 100 дней он не строил что-то новое, а ломал старое, постепенно прибирая реальную власть к рукам. И, видимо, то, как он это делал, — многим понравилось.

Фактически же рулить страной Зеленский начнет только через неделю-другую, когда заработает Верховная рада, и когда она сформирует новое правительство. Соответственно, и отчитываться не за что: ворвался вихрем в украинскую политику; вдохновил электорат; сломал об колено старую вертикаль власти; чуть ли не пинками разогнал главный законодательный орган страны; пригрозив посадками, загнал под лавку прежних функционеров и впервые в истории Украины сконцентрировал максимальный комплект рычагов и инструментов власти вокруг себя. Собственно, главное достижение: в результате внеочередных парламентских выборов его партия «Слуга народа» получила в парламенте 254 мандата, а это около 60% от общего числа депутатов.

Впрочем, как известно, во всем есть свои плюсы и минусы. «Ни один из предыдущих президентов и мечтать не мог о такой мощной пропрезидентской фракции в Верховной раде. Но, как сказано в писании, кому много дано, с того много и спросится. Вместе с широкими возможностями наступает и колоссальная ответственность», — с нескрываемым сарказмом написал экс-президент Петр Порошенко в Twitter.

А по мнению олигарха Коломойского, по слухам, имеющего весомое влияние на президента (хотя он утверждает, что советов Зеленскому не дает — «для этого есть Богдан»), через год страну и вовсе могут ждать внеочередные парламентские выборы. Бизнесмен подозревает, что большинство членов пропрезидентской партии в Раде начнут… в общем, скажем своими, то есть приличными словами: использовать полученную власть, как и их предшественники, в корыстных целях, а там и до развала большинства в парламенте недалеко.

Но, как бы то ни было, некоторые итоги первым 100 дням Зеленского подвести можно. Сделать на их основе вывод, какой будет Украина в ближайшем будущем, — гораздо сложнее.

Политика

Каких-то особых изменений в политическом курсе страны Зеленский не продемонстрировал, признавая тем самым, что ориентиры, обозначенные при Порошенко, — верные. Курс в ЕС, стремление в НАТО, санкции против РФ, борьба с коррупцией. Однако практически все эксперты в один голос отмечают некоторое изменение риторики и снижение патриотического пафоса. Каждый божий день не начинается с упоминания «страны-оккупанта-агрессора» и не слышно окончательного «прощай» в адрес России. Да, время от времени напоминают об «аннексии Крыма», разжигании «оккупантами» войны, но без пены у рта и бешеных огоньков во взоре. Зато постоянно подчеркивается: Зеленский на связи с Путиным, обсуждается освобождение пленных, идут переговоры, Кучма возвращен в Минск и тому подобное. Война на востоке продолжается, но выражения, употребляемые новым руководством Украины, перестают быть откровенно милитаристскими, а становятся порой даже «поэтическими». Например, когда сам Зеленский сказал о Крыме не как о захваченной территории, а как о «незаконно усыновленном ребенке».

Отсутствие явных провалов в международной сфере также записывают Зеленскому в позитив. С ним не отказываются встречаться и разговаривать мировые лидеры, которые на словах выражают поддержку, признают Крым украинским, приглашают на важные мероприятия и вообще — ни в чем откровенно не отказывают. Исключением, разве что, стала Ангела Меркель, жестко давшая понять, что «Северный поток — 2» дело решенное и необсуждаемое.

Экономика

О ней много не скажешь: нового главы кабмина нет, правительства, по сути, нет, проекта бюджета на следующий год — тоже нет. Много критики было по поводу отсутствия четкой, пошаговой программы. Зеленский о ней долго молчал, а ту, что озвучил на встречах с лидерами Турции и Израиля, нельзя назвать сбалансированной, обоснованной и бесспорной. В основном экс-шоумен призывает иностранных инвесторов вкладываться в Украину и обещает им сказочно привлекательные условия. Что само по себе, мягко говоря, сомнительно. Также во время визита в Анкару Зеленский несколько «удивил» соотечественников новостью, что сельхозземли он решил все-таки в ближайшее время начать продавать.

Ощущение, что команда Зеленского толком и сама не имеет четкого представления о конкретных шагах выхода из кризиса. А потому призывы к заробитчанам возвращаться на родину пока могут вызвать у них только усмешку — оснований верить в скорое возрождение экономики маловато.

В вопросе о стратегических предприятиях также много непонятностей, к разрешению которых Зеленский даже не успел приступить. Яркий пример — судьба компании «Мотор Сич», которая является одним из крупнейших в мире производителей двигателей для авиатехники и промышленных газотурбинных установок. Скандал вокруг ее продажи китайцам всплыл на днях. Идея обогатить КНР технологиями и специалистами по производству различных уникальных двигателей (в том числе для крылатых ракет) очень не понравилась США. Настолько, что помощник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон спустя всего несколько часов после анонса визита примчался в Киев. Эксперты подозревают, что он уполномочен добиться отмены сделки. Решение украинского лидера по этому вопросу могло бы стать красивым финалом «стодневки»: прогнется он или нет. Однако об этом мы узнаем несколько позже.

Донбасс и пленные

В этом важном секторе есть и незначительные подвижки, и неудачи. Зеленский благоразумно не обещал закончить войну чуть ли не завтра, как это опрометчиво в свое время сделал Порошенко, но даже такая анонсированная им мелочь, как восстановление моста в Станице Луганской за месяц, и то не получается.

«Люди Зе» руководят Генштабом, командуют Операцией объединенных сил и рулят в СБУ. Его представители (во главе с Кучмой) направлены на Минские переговоры. То есть президент, вроде бы, с самого начала взял в руки рычаги для остановки огня в Донбассе, однако люди по-прежнему продолжают гибнуть с обеих сторон (а на несчастье Зеленского «на той» стороне есть жертвы и среди мирных жителей). Так что асолютно всю ответственность на «плохую» Россию, а также самопровозглашенные республики свалить трудновато. Впрочем, пять лет подряд этим заниматься все равно не будешь, надо что-то делать.

Переговорный процесс по освобождению пленных и «удерживаемых лиц», казалось, стронулся с мертвой точки. Несколько раз даже назывались конкретные даты, когда это случится. Сначала счастливой развязки ждали к Дню независимости Украины, потом — к окончанию 100 дней нового президента, теперь СМИ сообщили, что обмен перенесен на неопределенный срок. Впрочем, надежда на то, что ситуация не загнана в угол появилась после того, как сегодня Киевский апелляционный суд освободил руководителя РИА «Новости-Украина» Кирилла Вышинского из-под стражи, заменив ему меру пресечения на личное обязательство. Этот шаг явно назовут жестом доброй воли, пусть он формально сделан не Зеленским, а судом.

В общем, анализируя первые итоги деятельности шестого президента Украины, нельзя сказать, что он успел как-то серьезно «накосячить». Скептицизма и критики хватает, конечно, но «клоуном», несмотря на свою предыдущую профессию, — Владимир Зеленский однозначно не выглядел.

Валентин Корж, Днепр, Украина