World of Medvedev

Любовь Дмитрия Медведева к компьютерным технологиям широко известна – казалось бы, удивить интернет-электорат уже нечем. Ан нет - на днях президент потряс молодежную аудиторию откровениями об игре World of Warcraft.

Любовь Дмитрия Медведева к компьютерным технологиям широко известна – еще с интернет-конференции 5 марта 2007 года, когда он невозбранно рассуждал о "Превед медвед", олбанском йазыке и "гипертекстовом векторном фидонете". А потом уже были видеоблог, Twitter, iPad и т.д. Казалось бы, удивить интернет-электорат уже нечем. Ан нет - на днях президент потряс молодежную аудиторию откровениями: "World of Warcraft - если кто не знает, это одна из самых популярных игр в мире, в которую играют десятки миллионов людей, если не сотни, и не только дети, но и взрослые особи просиживают часами. Помимо деструктивных начал, в этой игре есть серьезная подоплека, связанная с развитием человеческой цивилизации. Раз она так популярна, мы вполне могли бы что-то подобное постараться сделать".

Не только дети, но и взрослые особи были ошарашены тем, что президент столь уважительно охарактеризовал mmorpg World of Warcraft. Да-да, ту самую игру, которую их мамы или жены называют "Выключай свой компьютер уже, спать пора". Игровые форумы запестрели догадками – кем играет президент. Большинство сочло, что друидом – классом, который может превращаться в медведя: "Медведев вместо работы шпилит себе радостно друидом, но поскольку [его] ганкают частенько, то задумался о том, чтобы играть на приватном серваке в национальную РПГху. Хотя с другой стороны, мне кажется, что ходить по Азероту он должен в сопровождении рейда ФСОшников. Узнать бы на каком реалме – думаю, что русские гильды туда бы быстренько трансфернулись, чтобы по принципу японских офисов оторваться всласть на ганке президента". («шпилить» – играть, «ганкать» – убивать игрока исподтишка, «сервак» – игровой сервер, «РПГ» – role playng game – ролевая игра, «гильда» – гильдия игроков).

А наибольшее брожение в умах вызвали президентские планы по созданию национальной исторической онлайн-игры. Обсуждение этого проекта за несколько часов собрало пять страниц комментариев на noob-club.ru - популярнейшем российском сайте о World of Warcraft. Большинство игроков воспринимает идею скептически и упражняется в остроумии, предлагая свои сценарии: "В этой игре должны быть балалайки в виде легендарного оружия, водка как рейдовая химия, нефть как валюта и главный босс - Медведь. События происходят в заснеженной Сибири, где Ходорковский (второй по значимости босс игры) разбудил древние силы тьмы, убежал из тюрьмы, собрал армию коррумпированных чиновников и угрожает суверенитету РФ из старого секретного бункера. Основные классы - милиционер (мили, одноручное оружие, сила - главный стат, ловкость позволяет скрытно зарабатывать больше денег, дух и интеллект - бесполезны для данного персонажа), путинюгенд (рендж, метание листовок и вынос мозга аудиовоздействием, ловкость - главный стат, остальные бесполезны), бюрократ (танк, горой постановлений смягчающий удары по себе, все статы бесполезны, сила персонажа напрямую зависит от времени в игре), политик (хил, длинным языком может зализать любую рану и пообещать, что вы не умрете, по крайней мере до следующих выборов)… В игровых квестах между делом рассказывается, что Россия - пуп земли ("рейдовая химия" – эликсиры для повышения характеристик персонажа, "мили" – боец ближней дистанции, "стат" – характеристика персонажа, "рендж" – боец дальней дистанции, "танк" – персонаж для отвлечения на себя ударов противника, "хил" – персонаж-лекарь).

Есть не менее злободневные варианты: "Будет WOUR - World of United Russia. Подписка платная, для вступивших в народный фронт скидка 90%, для членов Единой России бесплатный премиум-аккаунт".

Впрочем, некоторые игроки идею Медведева поддержали: "Столько скептицизма, а ведь идея-то хорошая - пробудить в русских хотя бы интерес к истории своей страны… К примеру, поэтапное прохождение всех знакомых событий в истории России, возможность выбора этапа, скажем, как выбор рейда в ВОВ. Типа захотел, пошел на второй мировой повоевал, потом куда-нибудь в средние века отправился. Причем с исторической точностью... Хотя сейчас как-то смутно это себе могу представить, но идея в целом положительная. Другой вопрос, что в России нет компаний, способных потянуть такой проект, и надо либо делать заказ крупным иностранным компаниям, либо выбирать из того, что есть. На первое вряд ли кто-то пойдет, ибо "не патриотизм", второе в принципе глупо и поэтому скорее всего будет третье – распил".

Выскажу я и свое мнение об аналоге World of Warcraft на тему русской истории. Я ведь та самая "взрослая особь" - игрок в World of Warcraft с четырехлетним стажем, у меня пять персонажей максимального уровня. Кроме того – я историк, защитил кандидатскую диссертацию по сталинской пропаганде.

Как игрок могу подтвердить, что игра крайне популярна не только в мире, но и в России. В 2008 году, при запуске русскоязычной версии, были единицы русских серверов – сейчас их 20. Это десятки тысяч русских игроков, ежемесячно платящих 350+ рублей. Играют в основном старшеклассники и студенты. Но есть немало исключений – в моей гильдии "РусЛегион" большинству за 25 лет: управленцы, инженеры, программисты, часть жената/замужем и порой приводят супругов в эту же игру – делиться эмоциями. Бывает, что человек пропадает на несколько месяцев – в связи с рождением ребенка, но потом возвращается. Что поделать, хобби. Ведь любая mmorpg поощряет проводить в ней много времени – за счет системы достижений, за счет регулярных групповых походов на поля боя и в подземелья, за счет вещей (одевание своего персонажа в эпические доспехи – для многих главный стимул). Вдумайтесь – рейды из 25 игроков заходят каждый будний вечер и пытаются в течение 4-5 часов одолеть каких-нибудь драконов. После долгих мучений (20 и более часов в неделю!) одолели, но добычи на всех мало, поэтому убивают одних и тех же боссов еженедельно. А каждые полгода компания-разработчик сажает в подземелье более крутого и богатого дракона. И все заново. Важен процесс. Заходить туда на полчаса в день – бессмысленно, нет вживания в роль.

Даже вне игры - сотни тысяч игроков читают книги по истории (она называется lore) Азерота (место действия World of Warcraft), рисуют мультфильмы по игре, сочиняют анекдоты, заполняют статьи интернет-энциклопедии wowhead.com о любимых вещах и героях.

А теперь представьте: с такими же стараниями и усидчивостью старшеклассники и студенты изучали бы российскую историю по 5 часов в день 5 дней в неделю. Да еще и платили бы за это. Реально?

Думаю, да. Идея президента звучит необычно, но интересно и перспективно. Все в онлайн-игре зависит от привлекательности игровой механики, от социального аспекта, от чувства превосходства при победе над противником. А антураж может быть самым разным, в том числе и историческим. Например, у Silkroad - азиатской mmorpg про торговцев Шелкового пути - есть поклонники и в России (а ведь могли бы и играть и в купцов на пути "из варяг в греки"). Или сейчас разрабатывается mmorpg Salem – о жизни первых американских поселенцев в Новой Англии (а в России могли бы делать проект об освоении Сибири и Аляски). А одна из самых популярных онлайн-игр в СНГ – это белорусский проект World of Tanks, который имитирует танковые сражения первой половины XX века. И уже сотни тысяч игроков напропалую спорят о боевых качествах "КВ" перед "Пантерой". Спорят добровольно, без криков учителя истории – им это самим интересно, они сами себя ощущают водителями танков.

Загвоздка в том, что онлайн-игра – это серьезный бизнес-проект, требующий огромных затрат на реализацию. И делать его нужно, ориентируясь не только на бюджеты, но и на качество мировых брендов. Можно, конечно, нанять задешево студентов-программистов, слепить виртуальную "хохлому", а потом поставить галочку в освоении госсредств на программу патриотического воспитания. Можно и изобретать велосипед  благих намерений – как в случае с ГЛОНАСС, русской операционной системой и русским смартфоном. Но популярным у молодежи это не будет – уж в играх-то она разборчива.

Дмитрий Асташкин, rosbalt.livejournal.com