Posted 30 августа 2011,, 19:17

Published 30 августа 2011,, 19:17

Modified 1 апреля, 05:36

Updated 1 апреля, 05:36

РЖД: жадному платят дважды

30 августа 2011, 19:17
"Где пассажиров больше, чем между Москвой и Санкт-Петербургом? Нигде! Что надо сделать, чтобы это направление стало убыточным? Надо стараться! И, надо сказать, тут у РЖД есть чем гордиться", - пишет блогер Иосиф Дайан.

Попытаемся разобраться с тарифами РЖД на пригородные поезда-электрички. Откуда берутся такие цены, и почему РЖД все равно терпит убытки?

Собственно, началось все со столкновения на перроне Ленинградского вокзала с очень интересной картиной: человек в дорогом костюме, окруженный свитой и охраной, объяснял пойманным пассажирам, которые пытались пройти на перрон бесплатно, как это плохо – быть «зайцем». Когда ему указали на то, что тарифы РЖД неоправданно высоки, он послал всех жаловаться… в Федеральную Службу по Тарифам (ФСТ). Я не поленился, и отправил запрос.

Пришло удивившее меня количество ответов – аж 3 штуки, от разных организаций! Это, чтоб вы поняли, означает, что на тарифах сидят многие, и хотя они мне ответили на запрос, по факту никто ни за что не отвечает. Ответили: Региональная Энергетическая Комиссия Тверской Области (запрос был конкретно по тарифам Тверь-Москва), ФСТ, РЖД.

В последнее время все больше слышно в прессе, как РЖД самоотверженно борется с «зайцами», то есть пассажирами, ездящими без билетов. А дело в том что в декабре 2008 года, аккурат перед Новым Годом, пассажиров в очередной раз «порадовали» - подняли цены на проезд. Обещали всего на 12-14%. По разовым поездкам так и оказалось, а вот по абонементным – аж на 400%, то есть в 5 раз!

Что из этого вышло? Вышло лишь то, что РЖД стало стремительно терять прибыль со сборов за билеты! Народ просто не потянул, стало бессмысленно платить такие деньги. Ну, например, из одного разговора я услышал, что кассир в магазине зарабатывает 14 тысяч рублей. А проездной стал 11 тысяч… Про зайцев и как на них зарабатывают, пост еще впереди. Дело не в зайцах. Дело в том, что платят все, даже те кто ездит без билета, потому что в любом случае весь недобор по перевозкам оплачивается из местных бюджетов! То есть: РЖД пофиг, какой там у вас билет и по какой цене – он может вообще зашкаливать, и если вы не заплатите, они все равно получат эти деньги из бюджета. Им все равно, эффективна их тарификация или убыточна – как таковых убытков быть не может, они будут покрыты все равно из вашего кармана.

Как же так получилось? Из письма ФСТ (Федеральной Службы по Тарифам): «в соответствии с постановлением правительства РФ от 10 декабря 2008 года №950 государственное регулирование тарифов на ЖД перевозки пассажиров в пригородном сообщении относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ…». То есть местная власть в ответе за цены. Но, из того же письма: «порядок продажи и стоимость абонементных билетов устанавливается железной дорогой». Чертовщина… Кто чего устанавливает, в конце концов? А понятно становится, когда читаешь письмо от «исполнительной власти субъектов РФ», то есть от местных властей (в данном случае – Региональная Энергетическая комиссия Тверской Области): «порядок продажи и стоимость абонементных билетов устанавливается железной дорогой». Опять то же самое, слово в слово.

В общем, ФСТ и местные власти свалили все на РЖД. Настоящие профи-чиновники. От железнодорожников пришел удивительный по своей несуразности ответ. Такое ощущение, что в этой громадной махине нет вообще отдела исследования рынка пассажирских перевозок или чего-то подобного. Там почему-то месячный абонементный билет рассчитывается на 50 поездок. Кому нужно ездить в Москву каждый день? Тому, кто там работает! А сколько рабочих дней в месяце? Ну, примерно 22 дня, то есть 44 поездки. Уже поэтому их 50-проездный билет пролетает как «Сапсан» со свистом! Далее.

Пока вы едете по Московской или Тверской области, вы платите за каждую зону одинаково, сколько зон бы вы не проехали. В каждой области своя цена зоны, но это не важно. Важно, что цена на зону не меняется (ладно уж, кем и как назначено количество зон, разбираться пока не буду). И поэтому ваш билет растет с каждой зоной очень быстро. Почему бы не сделать так, что чем больше зон едешь – тем меньше каждая последующая зона стоит? За первую, например, 10 рублей. Следующую платишь 9. Потом 8 и т.д... Если проехал 5 зон, получается: 10+9+8+7+6= 40. А у РЖД все равно будет 50. Не спрашивайте почему – я не знаю. Дальше еще тупее.

Из письма РЖД: «в соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ «О железнодорожном транспорте в РФ»; -потери в доходах организаций железнодорожного транспорта возмещаются за счет бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы государства в полном объеме.» И еще есть постановление правительства аж с 1995 года, что местные власти «возмещают убытки от установления тарифов ниже себестоимости … от перевозок пассажиров в пригородном сообщении в полном объеме». Короче, хотите чтобы электрички ездили у вас – платите. Потому что она нам не выгодна. Ну ладно, платим. Там где вам не может быть выгодно – не грех и покрыть расходы. А там, где сумасшедший пассажиропоток, как вы умудряетесь сделать убытки?

Где пассажиров больше, чем между Москвой и Санкт-Петербургом? Нигде! Что надо сделать, чтобы это направление стало убыточным? Надо стараться! И, надо сказать, тут у РЖД есть чем гордиться!

Вот такая картина получается: местные власти устанавливают некий тариф, обозначим его Х. Тут РЖД им говорит: господа, этого не хватит – ниже себестоимости. Местные, вместо того чтобы спросить «а почему у вас такие расходы?», без лишних вопросов добавляют еще, обозначим как У. Им же не хочется покрывать из своего местного бюджета все недоборы железной дороги, ведь в законе так сказано. Вот и получается тариф Х+У. Но этого оказывается мало! Народ не согласен! Не поняв, зачем железной дороге такие деньги за такое низкое качество позорного обслуживания, этот самый народ массово бегает от контролеров! Тогда РЖД говорит местным: «у меня возросли расходы. Надо ограды, преграды, турникеты, охрану, контроллеров, перронных проверяющих… Платите еще!». И им снова платят: Х+У+еще одна буква, по вашему выбору в меру вашего воспитания. Но так как цена еще выше, зайцев становится еще больше! Бюджет начинает платить убытки, то есть по факту – все жители, включая «зайцев», платят железной дороге!

Так что смысла стараться и добиваться реальной прибыли у РЖД нет. Закон и постановление правительства полностью защищает этого монополиста от убытков. В случае чего, всегда можно залезть в ваши карманы. Даже если вы вообще не ездите на пригородных поездах. Даже если вы «заяц».


Прочитать оригинал поста Иосифа Дайана с комментариями читателей его блога можно здесь.