Posted 19 сентября 2011,, 19:54

Published 19 сентября 2011,, 19:54

Modified 1 апреля, 05:09

Updated 1 апреля, 05:09

Проиграли все

19 сентября 2011, 19:54
"У нас был шанс – пусть и небольшой, но вполне реальный, иметь относительно независимую либеральную партию, представленную в Госдуме. Был шанс разрушить монополю "ЕдРа". Сегодня этого шанса нет или почти нет", - пишет в своем блоге политолог Леонид Гозман.

Все эти дни я ничего не писал о Правом Деле – было слишком омерзительно. Думал, пройдет – не проходит. Так же противно. Может, полегчает, если высказаться?

История о том, как поссорились Михаил Дмитриевич с Владиславом Юрьевичем, рассказана в деталях, причем, в основном, в деталях, никакого отношения к действительности не имеющих. Свою лепту вносить не буду – это все не имеет никакого значения.

Значение имеет тот факт, что проиграл не Прохоров, который, конечно, проиграл. Проиграла не администрация, которая, конечно, тоже проиграла. Проиграла страна, мы с вами проиграли. У нас был шанс – пусть и небольшой, но вполне реальный, иметь относительно, насколько это возможно в рамках наших реалий – не в Швеции живем – относительно независимую либеральную партию, представленную в Государственной Думе. Был шанс разрушить монополю ЕдРа, был шанс чуть-чуть повернуть курс нашего гигантского корабля, который уверенно и величественно движется прямо на скалы. Сегодня этого шанса нет или почти нет.

Это произошло из-за непрофессионализма и безответственности всех, кто был вовлечен в процесс после избрания Прохорова лидером и диктатором "Правого Дела". При этом писать о действиях и позиции администрации неинтересно – они делали то же самое, что всегда делают в подобных случаях. А высказывать сейчас претензии к деятельности Прохорова на посту партийного начальника неприлично. О том, какой он плохой, по всем каналам говорят люди типа Богданова, выступать с ними в унисон для нормального человека неприемлемо.

Я, конечно, был на «прохоровском» съезде по соображениям, думаю, понятным, хотя и не разделяю восторженных оценок поведения Михаила Дмитриевича. Что не прогнулся публично, это, конечно, хорошо. Но ведь он обещал – обещал, слово дал! - сотням партийных активистов и миллионам избирателей не что-нибудь, а успех, успех после десятилетия неудач. Он обещал провести партию в Думу, причем не менее, чем с 15 процентами. Ничего этого не сделал, зато обличил Суркова! Как в старом анекдоте – вместо объявленного коммунизма проводятся Олимпийские игры.

Да и про администрацию не сказано ничего нового (а если для него все это новость, если все это он понял только сейчас, то может это не он, а его двойник с Марса – человек, живущий в России, столь элементарных вещей не знать не может). Верю в его искренность и в чистоту намерений, но проект-то провален, обещания не выполнены, партия погублена, а другой у страны нет! Не знаю, получится ли у него общественное движение, но, честно говоря, не вижу, чем будет лучше России, если кроме ПАРНАСа, нах-нах, Солидарности, партий Рыжкова и Касьянова появится еще одно движение даже и под его личным руководством.

Но я, как и мои товарищи по СПС, никогда не был ни за Прохорова, ни против него. Мы – за идею, за то, чтобы было менее противно жить, чтобы страна была нормальной, чтобы нас не держали за быдло, чтобы нам не врали с экранов, чтобы взбешенные всем этим люди не вышли не повторили семнадцатый год. В общем, за демократию. И то, что произошло сейчас – тяжелейшее поражение тех, кто разделяет эти цели. Не помню, когда было так тяжело и безнадежно.

У меня нет сейчас ответа на вопрос – что делать? Даже для себя самого нет, не то, что для других. Но знаю точно, чего нельзя делать. Нельзя опускать рук, нельзя соглашаться с тем, что в России никогда ничего не получится. Если мы в это поверим, ОНИ выиграли. А мы играем в долгую, как бы омерзительно ни было сейчас.


Прочитать оригинал поста Леонида Гозмана с комментариями читателей его блога можно здесь.