Posted 20 апреля 2012,, 20:01

Published 20 апреля 2012,, 20:01

Modified 1 апреля, 01:41

Updated 1 апреля, 01:41

Гулять или молиться

20 апреля 2012, 20:01
Николай Ульянов
Театр абсурда, самостроящийся с огромной скоростью на фундаменте нанопыли из патриаршей московской квартиры в Доме на набережной, своими масштабами уже напоминает вавилонскую башню. Очередной спектакль – всенародное молитвенное (солнце)стояние в поддержку РПЦ.

Театр абсурда, самостроящийся с огромной скоростью на фундаменте нанопыли из патриаршей московской квартиры в Доме на набережной, своими масштабами уже напоминает вавилонскую башню. В ближайшее воскресенье в нем будет сыгран очередной спектакль – всенародное молитвенное (солнце)стояние на Волхонке в поддержку РПЦ, одолеваемой таинственными (имен, как обычно, не называется) нехристями. Парадоксально, но прислуживающие в организации этой масштабной акции столичные власти открыто называют массовый молебен в защиту (назовем вещи своими именами) репутации патриарха Кирилла народным гулянием. Не будем спорить – властям виднее.

Вообще история с патриаршей золотой пылью, вытащенная на свет божий при деятельном участии «Росбалта» (и мы этим гордимся, не так часто «маленьким» частным СМИ удается поднять большую информационную волну), оказалась универсальной лакмусовой бумагой, благодаря которой проявились особенности текущего момента развития Российского государства. Одна из основных - явное и очевидное сращение Церкви и государства. Первая открыто вмешивается в светскую жизнь и поддерживает на выборах конкретного кандидата, разумеется, облеченного фактически безграничной властью в стране. Второе поддерживает верхушку Церкви в трудную для нее минуту, щедро делясь с нею своими карманными кадрами – адвокатами, экспертами (специалистами по всем вопросам – от выборов и коммуналки до Царствия Небесного), полицией, подконтрольными СМИ.

Правда, гуляет по Интернету версия, что власть таким образом душит в объятиях излишне расправившую плечи в последнее время Церковь – теоретически, действительно, последнюю неподконтрольную в полной мере государству общественную территорию. Я в это не верю – слишком сложно для нашего государства, привыкшего за десятилетие абсолютизма разбираться со своими противниками простыми и понятными, народными, можно сказать, методами. В стиле Рамзана Кадырова. А тут вдруг такая тончайшая спецоперация – как из-под пера Юлиана Семенова. Но даже если эта версия и верна, все равно руководство Церкви делает все возможное, чтобы упростить государству его задачу. В том числе и в предстоящем молитвенном (солнце) стоянии у Храма Христа на Волхонке (бывшего советского супер-бассейна и по-античному величественного фундамента Дома Советов).

Ведь, обращаясь за посредничеством в организации этого важного для Церкви мероприятия к различным департаментам мэрии Москвы и получая от них соответствующую помощь, Церковь сама отказывается от роли независимого духовного лидера, стоящего над мирской суетой и столь неоднородным гражданским обществом и призванного быть независимым арбитром в стране. Помните кровавый 1993 год? Тогда Церковь пыталась помирить две враждующие политические силы, не вставая открыто ни на одну из сторон. За это патриарха Алексия в народе и во власти уважали, к нему прислушивались. Он был слаб здоровьем, нечасто общался с населением через центральные телеканалы, но при этом обладал особой харизмой, присущей по-настоящему духовным людям, и внушал кому почтение, кому просто уважение. Кому-то он был безразличен. Но над ним не смеялись и не издевались даже отпетые враги русского православия и государства.

Увы, но за несколько лет, прошедшие после его смерти, ситуация вокруг Церкви в обществе неприятно изменилась и становится с каждым днем все сложнее. Авторитет Церкви падает, это очевидно. История с квартирой патриарха, его дорогими часами и топорной информационной контр-атакой, предпринятой силами администрации президента РФ или правительства (все выступившие в защиту Кирилла политологи и иные эксперты были чуть ранее задействованы избирательным штабом кандидата в президенты Владимира Путина в рамках его предвыборной кампании, это легко проверить, их выступления есть в Интернете), - не добавляет РПЦ ореола святости и бескорыстия, а напротив делает Церковь заурядным политическим патроном в пропагандистской обойме власти – наряду с Госдумой (в легитимности которой не сомневается разве что ребенок), непонятным органом под названием Совет Федерации, Общественной палатой, формируемой государством по ему одному понятным принципам, и прочими всем известными институтами как бы «гражданского общества».

Не хочется сейчас рассуждать на тему сугубо религиозных последствий для РПЦ такого подчинения светской власти. Понятно, что это может не понравиться и Русской Зарубежной церкви, и священникам Украинской православной церкви Московского патриархата. А есть ведь еще вечное тихое противоборство между РПЦ и Греческой церковью. Рядовые верующие, конечно, этого не замечают, их «кормят» рассказами Ресина о тысячах храмов в одной только Москве, которые не сегодня – завтра разрежут золотыми куполами синее небо Первопрестольной.

Только все это очень далеко от идей Третьего Рима и Нового Иерусалима. Ресурсы есть, нет святости. Именно в силу заполитизированности и огосударствления религиозной практики. Ну что тут скажешь – вместо того чтобы молиться в своих храмах во славу Божию в важный для православного христианина день Антипасхи, граждане за десятки миллионов рублей, которыми можно было бы осчастливить или просто вернуть к жизни тысячи сирых и убогих, по инициативе иерархов РПЦ для удовлетворения их не очень-то возвышенных амбиций (точнее для решения сиюминутных политических задач) свозятся на сотнях автобусов из близлежащих к Москве регионов, чтобы заполнить собой кадры пропагандистских передач центральных телеканалов.

Власть для этого перекрывает улицы в центре столицы и не причитает так, как делала это, когда оппозиция просила ее выделить ей места для митингов в центре столицы. Как я уже заметил выше, такая вселенская доброта и братская забота о ближних своих, оплаченная миллионами рублей, на официальном языке объясняется просто – по версии столичного управления ГИБДД, народ на сотнях автобусов привезут на Волхонку для «проведения народных гуляний в рамках праздника «Красная горка» перед храмом Христа Спасителя». Вот не гуляли никогда на Красную горку возле храмов, а посещали могилы усопших родственников, если не сделали этого на Пасху, - теперь все меняется. Новое руководство в Церкви – новые правила, извольте погулять! Песни попеть, выпить чего-нибудь, подраться. Гулять так гулять, как пел Розенбаум.

Вы как хотите, а я в воскресенье гулять не буду, а, как всегда, отправлюсь на кладбище. Если получится, и в храме свечки поставлю. В деревенском.

Николай Ульянов