Posted 18 июня 2012,, 08:21

Published 18 июня 2012,, 08:21

Modified 30 января, 10:14

Updated 30 января, 10:14

Розалия Бертелл - диссидент от науки

18 июня 2012, 08:21
Алла Ярошинская
Из США пришла печальная весть: умерла ученый мирового уровня в области радиационной физики и медицины Розалия Бертелл. Ее исследования влияния малых доз радиации на организм человека пришлись не ко двору официальной американской науке.

Из Соединенных Штатов Америки пришла печальная весть: умерла известный ученый, специалист мирового уровня в области радиационной физики и медицины, автор сотен исследовательских публикаций, а также книг, лауреат многочисленных международных премий доктор Розалия Бертелл.

Я знала ее два десятка лет. Все приложенные к ней научные регалии можно было заменить одним емким словом: человечность. Ее научная деятельность легко и естественно сочеталась с общественной: все жертвы ядерных испытаний и катастроф на атомных реакторах видели в ней свою защитницу и спасительницу. В этой части своей жизни Розалия неумолимо напоминала знаменитую мать Терезу. Свои последние годы лауреат альтернативной Нобелевской премии «За жизнь, достойную человека!» провела в Доме ветеранов ордена «Серых монахинь святого сердца» в Пенсильвании, ни на минуту при этом не оставляя своего главного дела – изучения действия малых доз радиации на человека и природу.

Мы познакомились с Розалией Бертелл в 1990-е годы, можно сказать, на развалинах СССР. Тогда она приехала к нам, движимая научным интересом к последствиям ядерной катастрофы после взрыва на четвертом реакторе Чернобыльской АЭС. Оказалось, едва не накануне этой трагедии, в 1985 году, у нее вышла уникальная книга «No Immediate Danger. Prognosis for a Radiactive Earth» («Отложенная опасность. Прогноз по радиоактивному загрязнению Земли»). В ней исследовательница едва не первой в мире сказала правду об истинном положении дел с влиянием на здоровье людей малых доз радиации после ядерной аварии на американской АЭС в Три Майл Айленд.

Розалия Бертелл в содружестве с другими учеными стала исследовать на примере американских АЭС влияние их работы не только в аварийном, но и в нормальном режиме на состояние здоровья населения. Опираясь на официальные данные медицинской статистики штатов Висконсин и Миннесота, а также коррелируя их с выбросами четырех атомных станций в этой зоне, учитывая другие факторы, исследователям удалось установить существование статистически достоверной связи между смертностью детей с пониженным весом и проживанием родителей в зоне влияния (технологических выбросов) работающих в штатном режиме АЭС.

Как оказалось, научные исследования Розалии Бертелл даже для американской демократии зашли слишком далеко – обнародованные результаты, не совпадающие с официальной точкой зрения, пришлись не ко двору, прежде всего, местному ядерному истеблишменту. Ее не ссылали, как в СССР Андрея Сахарова. Ей создали условия для того, чтобы она сама покинула страну. (Похожая судьба оказалась и у блестящего американского ученого доктора Джона Гофмана, участника Манхэттенского проекта по созданию американской атомной бомбы, которого из-за правдивых публикаций о влиянии малых доз радиации на здоровье людей власти отлучили от государственного финансирования научных исследований. Его единственная переведенная много лет назад на русский язык и опубликованная в Беларуси книга о последствиях влияния чернобыльской радиации на здоровье людей стала среди ученых и ликвидаторов настоящим бестселлером.)

Доктор медицины Розалия Бертелл, опубликовав неугодные для властей результаты исследований, на многие годы вынуждена была покинуть США, открыв и возглавив в Канаде частный Международный институт изучения здоровья населения. Здесь она и ее единомышленники одними из первых в мире стали тщательно исследовать влияние «наследия» американских ядерных испытаний на окружающую среду и человека. (Пионером в этой опасной в СССР деятельности стал Андрей Сахарова. По его расчетам, опубликованным более сорока лет назад, одна мегатонна ядерного взрыва в атмосфере уносит жизни 50 тысяч человек в будущих поколениях.)

В своих работах на эту же тему радиолог и эпидемиолог Розалия Бертелл на основании тщательных исследований здоровья населения, проживающего в зонах проведения ядерных испытаний на заре становления этого оружия массового поражения (или массового помешательства), показывает истинные масштабы нанесенного планете экологического и генетического ущерба. Счет жертв, по ее мнению, идет не на десятки тысяч, а на миллионы.

Как полагают независимые от военно-ядерного комплекса ученые, «не исключено, что дополнительная радиация, оказавшаяся в биосфере в результате программ создания ядерного оружия (и его экстерналии в виде атомной энергетики), стала (вместе с химическим загрязнением биосферы) причиной того, что вместо прогнозировавшихся на начало ХХI века 8-9 млрд человек нас (на Земле) оказалось только 6 млрд».

Последним серьезным исследованием Розалии Бертелл стали ее работы по прояснению ситуации с ядерным наследием США на Маршалловых островах. В своем последнем письме руководству ООН в качестве эксперта этой организации она описывает свои полевые исследование на атоллах, предупреждает о том, что пережили аборигены более полувека назад, призывает ООН признать ущерб, нанесенный островам американскими испытаниями.

Одним из самых впечатляющих итогов всей жизни и работы доктора Розалии Бертелл в сфере исследования влияния малых доз радиации на здоровье человека можно считать и недавний отчет (уже после катастроф на атомных станциях Японии) Европейского комитета по радиационному риску (ЕКРР). В него, напомню, входят, в том числе, и 44 ученых-эксперта по влиянию малых доз радиации на здоровье людей. Выводы, к которым они пришли, изучив и все радиационное наследие Чернобыля, поистине сенсационны. По данным Европейского комитета по радиационному риску, прогноз заболеваний раком с учетом аварий на японских ядерных реакторах «Фукусимы» в течение ближайших 50 лет во всем мире составит 1 400 000 случаев.

Ученые объясняют, на основании каких методов они пришли к такому выводу: «Комитет в своих подсчетах использовал два разных подхода – так называемый «Tondel method» («метод Тонделя») и «ECRR Absolute» («ЕКРР всепоглощающий метод»). Первый основывается на исследованиях ученого Мартина Тонделя, который изучал заболевания раком в Северной Швеции в течение десяти лет после аварии в Чернобыле. «Ученый дифференцировал различия в уровнях загрязнения земли, — сообщается в пресс-релизе Европейского комитета по радиационному риску, — и пришел к выводу, что заболевание раком возрастало на 11% с каждыми 100 килобеккерелями выпадений на квадратный метр поверхности земли». В то время как метод «ECRR Absolute» опирался на различные исследования поведения разных радионуклидов в биологических системах». Этот метод охватывал данные, которые были накоплены в базах ООН и ЮНЕСКО по радионуклидным выпадениям в 39 странах мира, затронувшим около двух с половиной миллионов людей.

В заявлении Европейского комитета по радиационному риску особо отмечается, что цифра в 1 400 000 случаев заболевания раком во всем мире практически коррелируется с результатами многолетних исследований американских ученых Розалии Бертелл и Джона Гофмана. Напомню еще раз: эти ученые впали в немилость в США, как только опубликовали в свое время результаты исследований по воздействию малых доз радиации на здоровье человека, которые не совпали с точкой зрения на этот вопрос официальной американской науки.

Доктор Розалия Бертелл является одним из пионеров в исследованиях использования американцами боеприпасов с обедненным ураном в Ираке, Афганистане, бывшей Югославии и их влияния на здоровье. В одной из своих научных работ она предупреждает: «Все кто подвергся даже кратковременному влиянию обедненного радиоактивного урана, получают хроническое угнетение иммунной системы и серьезный риск возникновения смертельных онкологических заболеваний». Известно, что после угощения подобной заокеанской «демократией» тысячи людей, включая детей, заболели онкологией. Исключением не стали даже американские солдаты.

Своеобразным завещанием неутомимого и предельно честного в науке исследователя можно считать яркое заявление Бертелл на одной из международных конференций. «В атмосфере "выгода, несмотря на риск", сопутствующей агрессивному капитализму, игроки, получающие выгоду (правительства и промышленность), будут склонны преувеличивать прибыли и преуменьшать риски в том ограниченном "мире", который приспособлен ими для решения понятных им проблем. Для организации противостояния силам торговли и корпоративной выгоды понадобится мощный и независимый голос, выступающий за человеческое выживание, будущие поколения и окружающую среду. (…) Наступило время создать Международное экологическое агентство, которое должно быть связано с Международным экологическим судом - отдельным судебным органом под эгидой Международного суда». В своих «Специальных рекомендациях» Розалия Бертелл писала нам: «Следует разграничить деятельность ООН и Международной комиссии по радиологической защите, финансируемой ядерной индустрией».

Жизнь и борьба настоящего ученого и гуманиста, «серой монахини святого сердца» Розалии Бертелл, несомненно, делает нас, людей, - в бушующем мире страстей и пороков - лучше и чище.

Алла Ярошинская