Праздник с барского плеча

Экономический форум и "Алые паруса" оказались очень схожи по уровню внутреннего холуйства и неизбежно связанного с ним хамства. Петербург использовали как сцену, с которой можно запросто смести оказавшихся не к месту людишек.


© Фото Александра Пушкаша

В Петербурге только что прошли важные, показательные и очень схожие – по уровню внутреннего холуйства и неизбежно связанного с ним хамства – мероприятия: экономический форум и праздник выпускников «Алые паруса».

Их организаторы использовали город как сцену, с которой, в силу значительности происходящего, можно смести оказавшихся рядом людишек (пример того, как это происходило, - здесь).

Я был на двух российских экономических форумах в Лондоне: замечательные мероприятия, с бесконечно реформировавшим энергетику Чубайсом на трибуне, с издевательскими (и по отношению к Чубайсу) разговорами в кулуарах. В принципе, то же самое, что и в Питере. Ну, разве что в Лондоне на «Русской рапсодии» раскланиваешься с Вивьен Вествуд. Однако в Лондоне на форум приезжали на блэк-кэбах либо метро. В Лондоне не перекрывали дороги ради членовозов. В Лондоне не выставляли вооруженное оцепление вдоль Темзы, дабы баре изволили откушать, а быдло не смело слюнки пускать (в Петербурге ради барского обеда который раз превращают в крепость Петропавловскую крепость). Впрочем, смотрится питерский форум съездом не столько бар, сколько холуев. Какие уж баре, коли любого царь легко может высечь или упечь?

На этом фоне меркнет даже скандал с «серебряными детьми». Ошибка постановщика Крамера не в том, что детей эксплуатировал (детей эксплуатируют и в Вагановской академии, и в спортсекциях, да и просто в школах), а в том, что не учел, что в Европе детей не используют на приемах с выпивкой. В итоге получилось нечто неуловимо непристойное, не то из пелевинского «Зала поющих статуй», не то со дня рождения Киркорова в клубе «Остров», где именинника встречали разом нахимовцы в форме и юноши в стрингах на леопардовых шкурах.

Однако «Алые паруса» - мероприятие даже еще более печальное, чем форум (в конце концов, участники форума – взрослые люди: знали, куда ехали, и что им в спину будут говорить). Печальное не только потому, что территория возле Дворцовой площади превращается в резервацию. Да, понятно, что мест на мостах и набережных – идеальных смотровых площадках – действительно на всех не хватит. Но никому и в голову не приходит поставить у набережных и мостов экраны. Мол, ради кого стараться-то? Хотят смотреть – пущай дома сидят, у телека! И не потому, что шоу на Дворцовой идет в режиме «Ургант + третьесортная попса» («третье-» - потому что русская попса и так второсортна, а тут был второй сорт от второго…) И даже не потому, что, если уже делать шоу года, то вести его должна Собчак, а на сцене должны быть Pussy Riot, группа «Война», Нойз, бурановские бабушки и, до кучи, Бибер. Это было бы круто.

А потому, что милые мальчики и девочки, допущенные на Дворцовую, изначально, в глазах организаторов, были бессловесным скотом, который загнали в стойло, устроили праздник. Вот вам Ургант, вот песни, вот пляски. Рады? То-то!

И дело не в том, что никто из устроителей не заложился на дождь – а дождь был такой, что полплощади разбежались (постойте-ка под ливнем четыре часа, в костюме или платье, на каблуках и с клатчем, со сложносочиненной прической!). А в том, что это был праздник для выпускников, но не выпускников (видео смотрите здесь).

Среди них, промокших до нитки, были те, кто получил 100 баллов по результатам ЕГЭ. Были победители олимпиад, конкурсов и соревнований. Мастера спорта и, не знаю, макраме или танца. Их никто не короновал - пусть на ночь – в королей и королев, не украшал лавровым венком, не говорил: смотрите, вот ваши герои! Им – наверняка романтикам и фантазерам – не просто не предложили самим написать сценарий своего праздника, но даже не подумали, что об этом можно подумать. Там думали, что, вот, Полтавченко должен выступить – как без наместника? А что может выступить, скажем, сводный хор отличников со сводной подтанцовкой двоечников – ну, это ж другая история!

Я не запомнил имени удивительно неухоженной женщины (взрослый человек за свое лицо в ответе), являвшейся режиссером всего этого безобразия (бригантина с красными парусами вообще подсветку выключила, едва закончился фейерверк – встала черным силуэтом на фоне Летнего сада).

Но может быть, в главной идее эта замечательная дама и была права. Детки, вступающие в жизнь, должны четко понимать, что они в своей стране – статисты, которым дозволено не действовать, но радоваться тому, чему им радоваться дозволили. Что романтика – это для дураков, потому как к ней не пришьешь ценник. Что городские события – не для горожан, а для начальства и избранных. Чтобы, значит, знали и понимали, что такое Россия.

Хорошо, что не дожил Грин.

Дмитрий Губин, «Огонек»-Ъ

Перейти на страницу автора.