Posted 9 октября 2012,, 16:30

Published 9 октября 2012,, 16:30

Modified 30 января, 11:59

Updated 30 января, 11:59

Спрос и предложение на рынке вранья

9 октября 2012, 16:30
Снежные люди, барабашки, НЛО и прочие жидомасоны, внедряющие в жизнь план Даллеса — это всего лишь товар на мировом инфорынке. Товар, который на тысячелетия старше и телевидения, и печатного слова.

Андрей Лошак в «Афише» вновь рассказывает о том, как неожиданно много народу поверило басням из его сериала «Полное затмение». Секрет успеха раскрывается в трёх фразах:

Стать Володиным, Мавроди или на худой конец Грабовым не сложно. Главное — врать и не краснеть. Люди поверят — это еще Геббельс заметил.

В комментариях к интервью — возмущение тех, кто не поверил байкам из сериала (и желает внести свой скепсис в протокол). Продвинутые читатели журнала намекают режиссёру, что люди, забросавшие и его, и героев сериала тревожными эсэмэсками, на самом деле просто прикалывались, а поверить в подобное нормальному человеку невозможно.

Мне кажется, что этот спор — ни о чём. Вернее, предмет спора не имеет никакого отношения к поводу (тому самому сериалу). Тут просто стоило для начала определиться, где телега, а где лошадь, и всё бы сразу встало на свои места.

Снежные люди, барабашки, НЛО и прочие жидомасоны, внедряющие в жизнь план Даллеса — это всего лишь товар на мировом инфорынке. Товар, который на тысячелетия старше и телевидения, и печатного слова.

Ликвидность этого товара зависит совершенно не от того, хорошо ли Геббельс научился запудривать красноту щек, Мавроди — сыпать обещаниями, а Грабовой — округлять глаза. Предложение тут определяется в первую, вторую и третью очередь — спросом. Когда публика требует, чтобы ей врали, то индустрия вранья будет расцветать пышным цветом, и годным сырьём для неё станет всё, что угодно: полтергейст, секреты быстрого обогащения, ковры-убийцы и протоколы сионских мудрецов. При этом совершенно не важно, насколько убедительным или нелепым кажется всё это враньё с точки зрения человека, который не предъявлял на него спроса.

А зачем публике нужно, чтобы ей врали — тоже ведь не Бог весть какой большой секрет. Спрос на враньё предъявляют люди, у которых не заладились отношения с окружающей реальностью и собственным местом в мире. Если человек боится трезво оглядеться вокруг, боится честно самому себе ответить на вопрос "как дошёл я до жизни такой", то, естественно, у него возникает острая нужда в такой картине мира, где всеми явлениями природы, событиями общественной жизни и финансовыми потоками рулят потусторонние силы. Человеку, который не готов ни за что в своей жизни отвечать сам, жизненно необходимо услышать и поверить, что именно эти тайные силы виноваты во всех его бедах (а заодно — и во всех чужих успехах, которым он привык завидовать).

Обслуживание этого спроса — бесконечный конвейер. На нём в любую эпоху и при любом строе можно неплохо заработать. Но вряд ли в процессе можно что-то новое понять про себя и окружающих. Если ты сам не нуждаешься в такого рода сказках, чтобы осмыслить происходящее вокруг, то тебе было и будет совершенно не важно, что сегодня расскажут в прайм-тайме НТВ или новом выпуске «Самой страшной газеты».

Прочитать оригинал поста Антона Носика с комментариями читателей его блога можно здесь.