Posted 9 октября 2012,, 14:48

Published 9 октября 2012,, 14:48

Modified 31 марта, 23:02

Updated 31 марта, 23:02

Закон без драпировки

9 октября 2012, 14:48
Иван Преображенский
Скандал на выборах губернатора Брянской области ставит жирную точку в истории с попыткой модернизации политической системы России. Партийная и избирательная реформы, начатые Дмитрием Медведевым, успешно похоронены.

Партийная и избирательная реформы, начатые Дмитрием Медведевым, успешно похоронены. Если у кого-то еще оставались иллюзии, то теперь и эти люди поняли, что с выборами, как процедурой, у нас покончено раз и навсегда. Жирная точка в истории с попыткой политических реформ усилиями «Единой России» и администрации президента поставлена в Брянске. Там одним махом власти удалось похоронить и многопартийность, и новый закон о губернаторских выборах, и собственную репутацию, какой бы до этого она ни была.

Долго пересказывать события в Брянске нет смысла. Федеральные телеканалы эту историю стараются не замечать, зато в Интернете существует масса весьма подробных изложений хронологии брянской делегитимации выборов. Кратко говоря, вначале там сняли одного реального оппозиционного кандидата – выдвиженца «Справедливой России» Вячеслава Рудникова. Якобы, за подделку подписей «муниципалов», которые необходимы для регистрации по «медведевскому» закону о выборах губернаторов. «Эсер», якобы, присвоил себе подписи, отданные за действующего губернатора-единоросса Николая Денина. Затем за «фальсификацию» тех же самых подписей облсуд снял с выборов и представителя партии власти. После этого в области высадился мощный московский десант из «Единой России» и ЛДПР.

Итогом стало «добровольное» снятие своих кандидатур с выборов представителями ЛДПР и «Яблока». Их прошение уже удовлетворил облизбирком. Теперь, если Верховный суд не восстановит регистрацию действующего губернатора Николая Денина, останется всего один кандидат – коммунист Вадим Потомский. В этом случае выборы будут отменены, кто-то из единороссов станет и.о. губернатора до следующих выборов. А их можно назначить только на следующий единый день голосования, то есть на сентябрь 2013 года. Что фактически равнозначно введению в области прямого федерального правления почти на год.

При этом введение прямого правления из Москвы хотя бы стало видимостью соблюдения «духа» законов. Но это сегодня никого, судя по всему, не интересует. Интересует лишь краткосрочное удовлетворение собственных интересов, то есть удержание и захват власти, недопущение под любым предлогом к оной даже самой лояльной оппозиции, каковой, откровенно говоря, является сегодня КПРФ. Это уже даже не «господствующая партия», а откровенный монополизм.

Давно оппозицию так откровенно не окунали в России головой в то, что никогда не тонет. Наверное, с того момента, как оппозиционеры в знак протеста против сфальсифицированных, по их мнению, региональных выборов, рискнули покинуть зал Госдумы. Тогда парламентская оппозиция заставила ненадолго себя уважать. Но теперь власть стремится показать ей то место в политической системе страны, куда «Единая Россия» и ее кремлевские кураторы хотели бы поместить все остальные парламентские партии.

Как в китайской многопартийной системе им может быть разрешено только одно – выступать спойлерами единороссов или любой другой силы, которую Кремль назначит «главной». Как это сделали кандидаты от «Яблока» и ЛДПР в Брянской области, дисциплинированно снявшие свои кандидатуры по «просьбе» единороссов.

Любая самостоятельность наказуема. Слабое сопротивление, на которое пошли «эсеры», пытавшиеся реально бороться за победу карается простым снятием с выборов. Ну а упорство и, тем более, воля к победе, которую продемонстрировал коммунист Вадим Потомский, добившись отстранения от выборов действующего губернатора Николая Денина, наказывается заметно строже – вплоть до лишения депутатского мандата. Чем уже представителю КПРФ от Ленинградской области и пригрозили в Госдуме коллеги из «Единой России».

Оппозиции даже не дают возможности «сохранить лицо». ЛДПР устами Жириновского фактически принуждают принести единороссам «феодальную клятву верности». «Яблоку» разрешают разве что изгнать Андрея Пономарева из рядов партии за то, что он снял свою кандидатуру, вопреки позиции лидера партии Сергея Митрохина. Да и то не факт, что у яблочников хватит на это смелости. Ну а «эсерам» и коммунистам вообще отрезают все пути к отступлению, настаивая на полной капитуляции, публичной порке и признании своих заблуждений.

Не получается избрать «нужного» губернатора? Не беда! Отменим выборы, вытрем ноги о партийную систему, откажемся от своих собственных обещаний и назначим новым федеральным инспектором видного единоросса Андрея Бочарова, которому, если захотим, передадим власть. А не захотим, так и вовсе «подвесим» ситуацию в области чуть ли не на год – до сентября 2013 года. Чтоб брянский «мужичок» на своей шкуре почувствовал, как неразумно пытаться избрать себе воеводу по собственному вкусу, не прислушиваясь к настоятельной «просьбе» из Москвы.

Можно, конечно, в сложившейся ситуации понадеяться на стремление Владимира Путина или Дмитрия Медведева защитить свою репутацию. Вдруг кто-то из них считает новый закон о выборах губернаторов собственным детищем и возмутится тем, как администрация президента, суд и «Единая Россия» глумятся над этим правовым инвалидом без ног и головы, вместо которой выросла нездоровая опухолью в виде обязательства собирать подписи «муниципалов». Но почему-то жестких окриков: «Действуйте по закону!», с их стороны не слышно.

Из этого нетрудно сделать вывод – все и происходит по закону. Именно так этот закон видится как из Белого дома, так и из Кремля. Никакое это не возвращение народу права самому выбирать себе начальников, а всего лишь инструмент для удержания власти. И если инструмент этот оказывается бесполезным уже на этапе тестирования, то и его можно с легкостью отбросить. Как отбросили буквально за пару дней все, что говорили в последние годы о строительстве «многопартийности», а также «системной» и «несистемной» оппозиции. После Брянска все стало четко и понятно – есть «свои» и «враги». Права на «умеренную лояльность» Кремль даже за парламентской оппозицией больше не признает.

Иван Преображенский