Posted 15 октября 2012,, 14:40

Published 15 октября 2012,, 14:40

Modified 31 марта, 22:57

Updated 31 марта, 22:57

Народ дождался партии начальников

15 октября 2012, 14:40
Главный итог выборов, прошедших в 77 регионах России: очень низкая явка избирателей и почти везде победа «Единой России». И дело тут не в качестве оппозиции, а в самом народе.

В минувшее воскресенье выборы различных глав и чинуш состоялись в 77 регионах России. Главный итог: очень низкая явка избирателей (10-40%) и почти везде победа «Единой России». И дело тут не в качестве оппозиции, а в самом народе, который наконец-то дождался «времени начальников».

В воскресенье, 14 октября в 5 регионах прошли первые с 2005 года прямые выборы губернаторов, в 6 регионах – парламентские выборы, также состоялись выборы мэров подмосковных Химок и Калининграда и еще более 4 тысяч местных выборов и референдумов в 77 регионах страны. Единый день голосования не затронул только Москву, Ивановскую и Тамбовскую области, Петербург, Марий Эл и Ингушетию.

Нет смысла перечислять победивших губернаторов, членов партии «Единая Россия» – это обычный партхоз-аппарат, безликий и безымянный.

Несколько нюансов есть, вот на них и обратим внимание. Первый – результат в Северной Осетии партии региональных чиновников – «Патриотов России», с феноменальными 26% (у «Единой России» – 45%). Разгадка проста: в список ПР был включён двукратный олимпийский чемпион по борьбе Арсен Фадзаев, а также два Героя России, воевавших в Южной Осетии. Правящего расклада в Осетии это не меняет, но оппозиции на заметку: присутствие в списке юмориста Евгения Петросяна или боксёра Фёдора Емельяненко резко повышает шансы на успех в стране телевизора.

Нюанс второй – хороший результат оппозиции на выборах мэра в Химках: 20% у Евгении Чириковой и 15% у Митволя. Сюда можно прибавить и почти 3% за Паука (Троицкого). 38% на троих – это успех, с учётом ошалелой борьбы против них властного агитпропа и админресурса.

Ну а теперь сущностная оценка происходящего в стране.

Политтехнолог Алексей Рощин опубликовал свои впечатления от умонастроений в хинтерланде. Он выяснил, что уровень поддержки ЕдРа (не Путина, а всего лишь ЕдРа!) в провинциальном городке – чуть более 50%. И какой же вывод делает политолог? Буквально наступая на горло себе, пишет:

На мой взгляд, никакому серьезному ремонту ЕР уже не подлежит – бренд исчерпал себя, вдохнуть в нёе новую жизнь уже не удастся. Чем больше нынешняя власть будет упорствовать в попытках «возродить» «Единую Россию» – тем плачевнее будут результаты, то бишь реальные цифры электоральных предпочтений.

Ещё раз – партия начальства собирает симпатии каждого второго аборигена! И тем не менее – бренд себя исчерпал… Это как понимать? При этом ЕдРо показывает очень интересные тенденции – большинство женщин за партию власти, плюс в диаметральных возрастных категориях у неё схожая (по трети) поддержка аборигенов. Это очень ведь хорошо!

В РФ с 1993 года существует вполне себе нормальная, имитационная демократия. Демократия – это устройство взрослых, поживших, опытных обществ. В РФ (и не только) общество состоит из людей инфантильных, безответственных, недееспособных в политическом и социальном смыслах. То есть, люди промахиваются мимо унитаза.

В нашей имитационной демократии серьёзной проблемой была долгое время одна штука: не удавалось создать «центристскую» (как её называли в 90-е годы) партию. Сейчас её проще назвать «партией начальства». Точнее, партию создать не сложно, сложным было добиться, чтобы у неё появилось свое «ядро» и свой «электорат», который давал бы в конечном итоге основную массу. Понятно, что сами выборы в РФ – это профанация в чистом виде, все это знали, знают, но в театре тоже понарошку убивают актёров, никто же этим не возмущается, не так ли?

Напомним: сначала в РФ был «ДемВыбор России», который тянули на эту позицию. В 1993 году он получил 15% голосов (правда, тогда была смешанная система, не забываем). Не густо. Результаты довольно скверные.

В 1995 году партия «Наш дом – Россия» (помнят все её рекламу с Черномырдиным?) набрала около 12% по партийному списку (система тоже смешанная, плюс был 5% барьер). Совсем скромно – на уровне с трикстером Жириновским.

В 1999 году «партия начальства» вообще раздвоилась: ОВРаг Лужкова-Примакова получил 13% голосов, Единство (Медведь) Шойгу-Карелин-Гуров – 23% («Наш дом Россия» получил чуть более 1%).

Поскольку затем обе партии начальничков были слиты, то стало понятным, что в будущем на примерно такой результат – 30-35% голосов «партия власти» и будет рассчитывать. Так получилось в 2003 году: по партийным спискам – 37%.

Понятно, накрутки, фальсификации и т.п., но процесс налицо.Российскому человеку в начале 2000-х годов НУЖНО было, чтобы начальник ему сказал, ГДЕ оно, собственно, начальство. Понимаете? И когда до него наконец дошло, когда ему указали, втемяшили в голову, ГДЕ это начальство, то у пресловутой «партии власти» сразу образовался закономерный «электорат». Безусловно, какой-то процентаж можно отнять за счет всех этих фальсификаций, но все равно 28-33% были железно, вероятно, и более.

При таком раскладе было очевидным, что мажоритарная часть смешанной системы уже не нужна, нужно повысить проходной барьер и отменить тролллинг – т.е. голосование против всех. То есть, сделать всё так, чтобы партия начальничков увеличивала объективным порядком свои показатели, а правила выборов отсекали ненужный скам.

В 2007 году так и произошло (опять же, фальсификации и прочее были, это норма для имитационной демократии): 64% у ЕдРа. Насколько все было накручено? В 2003 году у ЕдРа было более 300 депутатов в парламенте, т.е., все те же две трети от их числа. То есть, подкрутка была, да, но свои 50-55% у начальничков были «честными».

Таким образом, Путину удалось создать вполне себе работоспособный в российских условиях, пригодный для российского сознания, подходящий для нашей имитационной демократии и фанерной Думы (непарламента) агрегат. Этот агрегат вполне себе работоспособен. И более 50% голосов за него в «мирное» и межвыборное время означает, что при правильной мобилизации этот показатель вырастет в описываемом политтехнологом Рощиным городишке до 65-70% совершенно спокойно (ну, если не случится чего-то экстраордионарного – например, Путин не продаст РФ американцам под полигон биологических опытов с марсианскими вирусами).

Конечно, в крупных мегаполисах – Москва, Санкт-Петербург и городах-миллионниках у партии начальства поддержка объективно слабее, но набрать свои 45-55% голосов ЕдРо в целом по стране вполне может. Чтобы это уяснить ранее, кремлёвцам мешала некоторая азиатчина в сознании: если европеец знает, что он и так выиграет, то постарается четко следовать правилам. Азиат даже в самом выгодном для себя раскладе все равно подкрутит шарик. Ну, природа такая, что поделать.

Сейчас вроде бы это чуть поменялось в представлениях в головах у начальничков, и именно поэтому в политическое поле запускается несколько десятков карликовых партий, которые будут «конкурировать» с начальством. И это тоже с расчетом, здесь политтехнолог Рощин пишет совсем честно:

Реально ни одна из «новых» партий, во всяком случае в доставшемся мне маленьком городке, не набирает и 3%. Большинство же получает пока ещё меньше. Очевидно, что избиратель в массе своей не желает пока разбираться в этом многообразии, а большая часть хмуро подозревает в этом не более, чем какую-то очередную «наколку».

Проще говоря, Кремль созрел до имитационной демократии v.03: партия-гигант начальства, 2-3 картофелины (ЛДПР, КПРФ и СР) и винегрет из 40 «партий», которые если и смогут что сделать, так лишь стать могильщиками для голосов электората, настроенного против «трёх толстяков». Ведь электорат ЕдРа за них все равно не будет голосовать.

(Вот, к примеру, результаты голосования за новые партии-карлики в двух регионах. Выборы в Сахалинскую олбдуму: «Коммунистическая партия социальной справедливости» 3%, Демократическая партия России 0,3%, ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! 1,5%, Союз Горожан 0,6% – в общей сложности собрали и выкинули в помойку 5,4% протестного электората – в Думу никто из них не прошёл.

Городская дума Владивостока: Альянс Зеленых – Народная партия 1%, «Коммунистическая партия социальной справедливости» 1,6%, «Народная партия «За женщин России» 3,9%, «Союз Горожан» 1,6%, «Демократическая партия России» 0,4%, «КОММУНИСТЫ РОССИИ» 2,1%, «Российская экологическая партия «Зеленые»» 2,1%. Тут вообще новые карликовые партии собрали и выкинули в помойку 12,7% протестного электората).

Все это к тому, что Кремль пока на шаг-два-три и, вероятно, даже больше, опережает мышление многих, самых продвинутых российских интелей, пишущих про «крах» и т.п. вещи.

***

Но не всё так плохо. В России есть 20% русских европейцев – Блог Толкователя уже писал, как социологи определили это число. Среди этого электората и надо работать, и главное – не распылять этот электорат между десятками карликовых партий. Нужна единая левая партия (настоящая, не путать с социал-консервативной КПРФ), единая либеральная, единая правая (национально-демократическая), у каждой уже сейчас есть базовый электорат в 6-8%.

Но и это не всё. Оплот демократии и европейскости в России – Москва и Питер. И именно в эти города нужно возвращать конституционную норму о местном самоуправлении – возвращении выборности глав районов и райсоветов, ликвидации института назначаемых мэром префектом и глав управ. В Москве и Питере у базовых трёх европейских партий вообще есть минимум 40% электората, и на выборах в 10-15 районах Москвы (из 33-х районов) оппозиция просто обязана побеждать.

Прочитать оригинал поста в блоге Толкователя можно здесь.