Posted 18 октября 2012,, 19:22

Published 18 октября 2012,, 19:22

Modified 30 января, 12:08

Updated 30 января, 12:08

Гибель "Отдела 38"

18 октября 2012, 19:22
Новый лидер Северной Кореи Ким Чен Ын пытается оставить партии идеологическую работу и принятие стратегических решений, а кабинету министров передать все хозяйственные функции. Однако процесс наталкивается на трудности.

Покойный лидер Северной Кореи Ким Чен Ир увлекался лучшими винами из Бордо и коллекционными коньяками, а провизию для его стола, говорят, доставляли из лучших магазинов мира. В посольствах КНДР в Западной Европе и в штаб-квартире пропхеньянской организации проживающих в Японии корейцев над этим кропотливо работали специальные закупочные группы.

Отдельные товарищи ведали приобретением «Мерседесов», мебели, ковров, часов, бытовой электроники и т.д. – короче, всего, что нужно для жизни не только вождя, но и высшей северокорейской номенклатуры. Давно установившаяся традиция требует также, чтобы своим верным придворным правитель постоянно делал дорогие подарки, Для всего этого нужны деньги в твердой валюте – и их добыванием занимался, в частности, таинственный «Отдел 38», находившийся в ведении Секретариата ЦК Трудовой партии Кореи.

Эта структура была небольшим торгово-инвестиционным министерством с полномочиями секретной спецслужбы: в ее ведении находились, например, развернутые в Китае и некоторых странах Юго-Восточной Азии северокорейские рестораны, кабаре и гостиницы, она имела права на существенную часть доходов от экспорта природных ресурсов. Эти поступления шли в секретный фонд, который обслуживал личные нужды Ким Чен Ира и верхнего эшелона номенклатуры. По прикидкам южнокорейских экспертов, в год на это тратился вроде бы примерно миллиард долларов. Сумма по российским меркам не убийственная, но вполне солидная для Северной Кореи.

И вот сегодня в Японии сообщили со ссылкой на вроде бы надежные источники, что по личному распоряжению нового вождя КНДР Ким Чен Ына «Отдел 38» ликвидирован.

Кстати, эта структура названа так просто по табличке на двери ее главного помещения. В северокорейском ЦК по советской еще традиции кабинеты только нумеруют. На их дверях никогда не вешают таблички с именами владельцев или с названиями подразделений.

Все полномочия «Отдела 38» переданы, как утверждается, в подчинение правительства, которое при прошлом вожде имело функции второстепенные и вспомогательные. Новый правитель Ким Чен Ын, напротив, как сообщается, хотел бы сконцентрировать все поступления и рычаги экономического управления именно в кабинете министров под своим надзором, чтобы все знать и за всем следить.

Именно поэтому, как пишет сегодня токийская печать со ссылкой уже на другие источники, сейчас вроде бы ликвидирована и еще более секретная структура – «Отдел 39». Он тоже призван был зарабатывать валюту, но куда более рискованными средствами. В его ведении, как утверждается, было изготовление и продажа за рубежом синтетических наркотиков и поддельных фирменных сигарет, операции с оружием и фальшивыми долларами (говорят, высочайшего качества) и т.д. «Отдел 39» имел свои права и на экспорт полезных ископаемых. США считали эту структуру весьма опасной и в 2010 году даже ввели против нее санкции.

Короче, Ким Чен Ын пытается партии оставить идеологическую работу и принятие стратегических решений, а кабинету министров передать все хозяйственные функции. Однако, по поступающим в Японию и Южную Корею сведениям, процесс наталкивается на трудности: тяжело идет переподчинение правительству экономических и экспортных структур, которые находятся в ведении военного командования. Покойный вождь Ким Чен Ир одной из главных основ своей политики провозглашал принцип «сонгун» – «Армия превыше всего». Это предполагало, что ресурсы в первую очередь направляются в распоряжение вооруженных сил, а уже потом – гражданским. Военное командование создало для своего снабжения сеть автономных внешнеторговых организаций, оно имеет права на промышленные объекты и полезные ископаемые. Армейские структуры действуют в закрытом режиме, и в Сеуле убеждены, что значительная часть их выручки оседает в личных карманах генералитета.

Покойный Ким Чен Ир, как полагают, закрывал глаза на казнокрадство и коррупцию в обмен на собачью преданность номенклатуры. Ну, а молодой и пылкий новый вождь явно не желает, чтобы кто-то обогащался у него за спиной. В Сеуле и Токио уверены, что во многом с этим связано сенсационное смещение с поста начальника Генштаба Корейской народной армии вице-маршала Ли Ен Хо в минувшем июле. По слухам, он открыто противился урезанию экономических полномочии армии. И давал понять, что это нарушает заветы великого Ким Чен Ира.

Однако сопротивление военной верхушки, как полагают, не сломлено, и с этим, возможно, связано то, что в КНДР до сих пор не заметно признаков экономической реформы, которую Ким Чен Ын провозгласил еще 28 июня (т.н. «курс 6.28»). Она означает введение некоторых принципов хозрасчета на предприятиях торговли и промышленности, а также установление умеренного «твердого задания» для сельских кооперативов, которые после его выполнения получили бы право излишки продукции оставлять себе. По имеющимся сведениям, в КНДР все лето шла подготовка к реформе – проводились разъяснения, разрабатывалась законодательная база. Все ждали, что решения о преобразованиях будут официально объявлены на чрезвычайной сессии Великого народного собрания (номинального парламента) в конце сентября, но этого не случилось. В Сеуле и Токио полагают, что помимо сопротивления противников «внедрения вражеских капиталистических принципов» свою роль сыграли и стихийные бедствия. КНДР в этом году пережила мощные удары наводнений и засух, которые разорили ее лучшие земледельческие районы. Возможно, было решено, что в таких условиях начинать внедрение новых принципов хозяйствования нецелесообразно.

Кстати, по данным организации северокорейских перебежчиков, на одном из совещаний в Пхеньяне якобы говорилось, что до начала реформы надо наладить продовольственное снабжение в деревне. До 70% крестьян в стране, как было указано, недоедают, и заставить этих доходяг ударно работать по новым правилам нелегко. Куда сложнее, чем ликвидировать «Отдел 38» и заменить его новой структурой.

Прочитать оригинал поста Василия Головнина с комментариями читателей его блога можно здесь.