Posted 24 марта 2013,, 12:15

Published 24 марта 2013,, 12:15

Modified 30 января, 14:33

Updated 30 января, 14:33

Последняя провокация Березовского

24 марта 2013, 12:15
Николай Ульянов
Если принять на веру версию о Борисе Березовском как мастере политических провокаций и манипуляций, то можно сказать, что последняя игра – его собственная смерть – вполне удалась. Как бы невзначай он вновь выставил власть в нехорошем свете.

Если принять на веру доминирующую в общественном мнении России версию о Борисе Березовском как виртуозном мастере политических провокаций и манипуляций, то можно сказать, что последняя игра – его собственная смерть – ему вполне удалась. Как бы невзначай он вновь выставил действующую власть, которой десятилетие с лишним оппонировал, в нехорошем свете.

Дело в том, что, на мой взгляд, главным следом Березовского в отечественной политике, если непредвзято изучить его биографию, с точки зрения последствий для всей страны, - останется его участие, в общем-то - доминирующее, в избрании Владимира Путина президентом РФ в 1999 году. Понятно, что без подконтрольных Березовскому СМИ (купленных на те самые нечестно заработанные деньги, которые ему вменяют в вину сторонники действующей власти – силовики, политики и журналисты госканалов ТВ) Владимир Путин с его тогдашней нулевой узнаваемостью при любых фальсификациях результатов голосования не стал бы президентом. Я в этом уверен, в том числе, как бывший руководитель отдела политики (как раз в то самое время) одного из таких центральных изданий, подчиненных Борису Абрамовичу. Вся медийная империя Березовского дружно работала на победу Путина. То есть, на мой взгляд, нелепо отрицать тот факт, что Путина президентом сделал Березовский.

Так вот самое удивительное, что в нынешней власти (в широком смысле, вместе со всеми ее общественными столпами и надстройками), похоже, этот поступок покойного олигарха положительно не оценивается. Так, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин первым вчера подкинул дров в костер сомнений, заявив по поводу кончины Березовского, что «что-либо плохое говорить не время, а хорошего об этом человеке я ничего не знаю». Чуть позже ведущий субботней итоговой передачи на телеканале «Россия» этой фразой Чаплина завершил свой экскурс по бурной биографии Березовского – то есть и на госканале в деятельности бывшего «серого кардинала Кремля» тоже не нашли ничего позитивного. Ну а дальше уже открылся ящик Пандоры: и единоросс и глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников не смог назвать что-то хорошее в деятельности БАБ, и его коллега и идеолог нового запретительства во всем зампред Госдумы Сергей Железняк. Последний был еще конкретнее: «деятельность Березовского принесла много ветвей горя нашим согражданам». Думается, многие оппозиционеры с ним бы тут согласились, несмотря на «ветвиеватость» фразы.

Любопытно, что заявления из Кремля выглядят помягче. Похоже, там еще не до конца забыли относительно недавнюю историю. И Дмитрий Песков выступил сразу же после известия о смерти Березовского, открыв интересные подробности закулисной политической жизни – оказывается, от беглого преступника, каковым БАБа выставляли в последние годы госСМИ и силовые структуры, президенту России Владимиру Путину передавали от руки написанные записочки. Необычно, согласитесь? Явно это подчеркивает особый характер отношений общающихся сторон. Более того, сегодня Песков сообщил, что Кремль готов рассмотреть возможность похорон Березовского в России. Если такие вопросы решаются на уровне Кремля, и последний об этом официально сообщает, значит, речь идет не о жулике, воре и интригане, беглом преступнике, а о персоне, имеющей значение для государства? Согласитесь, совсем иная тональность высказываний – вежливая, по-христиански миролюбивая.

Можно, конечно, предположить, что единороссы и госСМИ попали пальцем в небо из-за того, что БАБ свой финальный фортель выкинул в субботу, когда управление внутренней политики администрации президента РФ отдыхало и просто не успело сформулировать правильные постулаты для оценки сложной судьбы беглого олигарха. В итоге, избрание Владимира Путина президентом РФ и, соответственно, смена эпохи, финальная точка в лихих 1990-х и прочие архиважные события, случившиеся под диктовку «серого кардинала Кремля», следствием которых стали поднимание России с колен, мир и покой на Северном Кавказе, вертикаль власти, суверенная демократия и другие достижения правящего режима, - как-то сразу потеряли в позитивности.

Ладно бы единороссы, они в последнее время часто попадают в двусмысленные ситуации, настолько, что спикер Госдумы вынужден опровергать слухи о досрочном роспуске нижней палаты парламента. Но РПЦ? Ведь государство для Церкви столько делает – и землю под храмы выделяет, и льготы всякие, и глаза закрывает на обменные операции в храмах, и кощунников распределяет по пенитенциарной системе. Неблагодарно. Кстати, сделать вывод о скрытой оппозиции режиму в РПЦ можно и по другому поступку отца Всеволода Чаплина. Вчера же он позволил себе поставить под сомнение решение Кремля, касающееся отключения лампочек в столичной крепости ради спасения, ни много ни мало, нашей планеты. Да еще и раскрученное теми же госСМИ как нечто чрезвычайно важное (в упомянутой итоговой программе телеканала «Россия» с благоговением показали, как погружается во тьму Московский Кремль). А протоиерей Чаплин, лицо РПЦ, прокомментировал поддержанную Кремлем акцию так: "В 20:30 я буду в метро, где, слава Богу, ничего выключить не смогу. Но свет у себя в келье, конечно, выключу, правда, на час позже, и не в последнюю очередь потому, что в сегодняшней глобальной акции вижу элемент лицемерия".

Лицемерие Кремля. Однако. Как говорилось в советском анекдоте: а за такое, батюшка, можно и партбилет на стол положить.

Николай Ульянов