Posted 24 января 2014,, 16:22

Published 24 января 2014,, 16:22

Modified 31 марта, 15:20

Updated 31 марта, 15:20

РЖД везет дрова

24 января 2014, 16:22
Дмитрий Губин
Российские железные дороги работают так, будто пассажиры - не люди. Убогая инфраструктура, плохой сервис, бессмысленная система контроля. Но если кому-то это не по нраву, он должен смириться с фактом, что на европейский стандарт для исправления ситуации придется переводить всю Россию.

Этот текст я начал писать полгода назад, когда получил по почте карту участника РЖД-бонус. Карта шла ко мне почти 9 месяцев. На регистрацию в бонус-программе я потратил в Интернете часа четыре (нужно было ввести в графу о регионе проживания строго «Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ», иначе регистрация не проходила) – я звонил и звонил в службу поддержки, и в третий раз не столько объяснял проблему, сколько злобным псом лаял... Кстати, пришедшая по почте карта мне не нужна: мне негде и некому ее показывать. Я покупаю билеты на сайте РЖД, дизайн которого разрабатывал взбесившийся скрепкосшиватель (полный позор по сравнению, скажем, с сайтом французских железных дорог!), но который все же работает…

Продолжил писать этот текст я недавно, когда попробовал оформить бонусный билет, и выяснилось, что со страницы РЖД-бонус ни одной (клянусь!) ссылки не ведет на страницу покупки билета, и я битый час искал помощи, звонил, писал… В итоге нашел и оформил, попутно выяснив, что теперь при покупке билета на поезд требуется указывать не только фамилию, имя, номер паспорта, но и отчество, дату и место рождения, а также пол. Пол-то им зачем?! Намерены при посадке сличать?!

А теперь дописываю между Веной и Зальцбургом, в скоростной электричке компании Westbanhof: 300 км расстояния, 2,5 часа в пути, 14 рейсов в день, билет 25 евро - и действителен на любой рейс в течение года. Сижу в отличном кресле на втором этаже, читаю новости (тут бесплатный wi-fi и розетка в подлокотнике) и вспоминаю, как недавно ехал из Нижнего Новгорода в Москву скоростной российского производства электричкой «Ласточка». На вокзале не было нормальных указателей, на посадку нас гнали, как скот, сквозь проверочный кордон и металлоискатели (вот кто-то нажился на подрядах!), а дико неудобные кресла в «Ласточке» были установлены лицом друг к другу – так, что всю дорогу я сидел с мужиком напротив, засунув ему колени между ног, а периодически он засовывал мне.

Билет на «Ласточку» стоил 23 евро. Летела она те же 300 км 4 часа. У Якунина хорошее циничное чувство юмора… (Далее, если я пишу «Якунин», нужно подразумевать «РЖД», и наоборот: принцип персонализации верен для всех вертикалей всех властей, включая железнодорожные. Верен в том смысле, что всем своим заслугам вертикаль обязана исключительно главе вертикали. Верен и в том, что всех собак – включая сдохших на перроне – справедливо также навешивать на первое лицо).

Справедливости же ради стоит отметить, что недавнее требование указывать пол, возраст, имена, даты, явки в билетах при межобластных поездках – это новое требование Минтранса, а не РЖД. Другое дело, что какой-то там Минтранс – ничто по сравнению с РЖД, реальным суперведомством под стать ФСБ (и более влиятельным, чем МВД). Чтобы понять, насколько всевластен Якунин, надо в Москве свернуть с Садового кольца на Новую Басманную. Там, на углу, - штаб-квартира РЖД. На узенькой Басманной машины железнодорожных чиновников запаркованы в три-четыре ряда, для проезда едва остается тропинка. Возле нарушителей правил парковки прогуливается гаишник. Но он не выписывает штрафы: он охраняет право РЖД плевать на любые законы. Потому что Якунин в негласной "табели о рангах" куда выше какого-то министра МВД, а уж тем более главы ГИБДД. И если бы Якунин пошевелил пальцем, идиотских инструкций Минтранса не было бы. Но Якунин не шевелит…

Мои претензии к Якунину - не в том, что в стране плохо ходят поезда. Я помню время, когда до Якунина, в 1990-х, они то опаздывали, то зимой не отапливались, то мне продавали билет на чужое место... Да что в 1990-х, это и при Брежневе было. А сейчас поезда ходят минута в минуту.

Моя претензия в том, что Якунин относится к перевозкам людей так, как относятся к перевозкам дров. Вот на дрова накладные: так-так, в них ничего не напутали (серия, номер паспорта, ФИО, дата-рождение-пол)? Это не Европа, где паспорта не нужны вообще, и где «заяц» - уважаемый человек, потому что ему билет продают прямо на борту (например, в той самой электричке Westbanhof). Вот условия провозки дров: они не важны (поэтому в купейных вагонах натапливают зимой до +30, а затем открывают в коридорах окна). Вот всякая мелочевка, чтобы попилить дрова: включенный в цену билета набор еды в дорогу стоимостью в полтыщи рублей, называемый пошлейшим словом «ланчик», в котором, однако, отсутствуют кофе или чай – специально для того, чтобы ты отдельно кофе или чай покупал. Вот проводники, которые, стоит попросить пустой стакан, заводят шарманку о покупке в нагрузку билета железнодорожной лотереи, потому что с какого дуба они должны тебе стакан давать?! Ты – дрова. Тебя привозят вовремя – и все. А проверка паспорта, или то, что на Ленинградском вокзале, когда проходишь его из конца в конец сквозь металлоискатели (это бессмысленные устройства, потому что их можно обойти по улице слева!), встречаешь (я считал!) до 15 круглосуточных охранников и полицейских - это все не важно.

Железнодорожникам мои претензии, похоже, вообще непонятны. Нечего переходить на крик оттого, что в России по-прежнему нет ни километра скоростных путей (немецкий «Сапсан» между Москвой и Питером передвигается по обычным, отчего, говорят, быстро изнашивает колесные пары); что ради утренних «Сапсанов» наглухо разрезают и перекрывают всю страну (у нас нет автомобильных тоннелей); что нет ни быстрых двухэтажных электричек, ни просто быстрых электричек, ни просто туалетов в электричках; что паровоз 30 км от Иваново до Шуи тащится те же 50 минут, как и в моем детстве (потому что железная дорога там не электрофицирована и никогда не будет); что ни на одном вокзале с подъемом на перроны из тоннелей нет лифтов; что цены вынуждают российский мидл-класс переходить из купе в плацкарт, причем Якунин время от времени заявляет, что плацкартные вагоны нехороши - это ж какой-то коллективный стриптиз!

В глазах Якунина поводов для возмущения нет, хотя кричать, вероятно, хочется многим. Раздел сайта РЖД для обратной связи открывается фразой: «Внимание! К рассмотрению не принимаются обращения, содержащие нецензурные либо бранные выражения, либо обращения, сформированные в недопустимом литературно-стилевом формате». Они там литературностью слога озабочены!

Но пишу я не для того, чтобы выпустить свой пар в железнодорожный свисток, а ради вполне конкретной мысли.

Дело в том, что в России недавно была одна транспортная компания, которая тоже перевозила не людей, а дрова. То же презрение к пассажирам, купившим билеты по дешевым тарифам (и лебезение перед теми, кто может себе позволить дорогие), такой же идиотский сайт, та же убогая инфраструктура, тот же неудобный русской сборки транспорт. Называлась «Аэрофлот». А потом «Аэрофлот» вступил в международный альянс авиаперевозчиков SkyTeam. И ему пришлось заменять свои привычки международными стандартами. И свершилось чудо: появился нормальный сайт, резко поднялся бортовой сервис, вместо рыдвана Ил-96 на Дальний Восток стал летать Airbus с персональным развлекательным центром при каждом кресле… Нормальная европейская компания! И при покупке билета за границу достаточно ввести лишь имя – потому что такие за границей стандарты, никто при бронировании не спрашивает паспорт.

Если бы РЖД могли войти в международный железнодорожный альянс... Но, увы, боюсь, не получится. Потому что за границу наши поезда, за редчайшим исключением, не ездят. А их – к нам. И ширина железнодорожной колеи в России – 1524 миллиметра, а в Европе – 1435 мм. Не стыкуются. И, по одной из версий, нестыковка была заложена в проект Николаевской железной дороги намеренно, чтобы составы с Запада не докатили с ветерком до сердца России. Они и не докатывают. В итоге РЖД возит по России не людей, а дрова.

И, если кому из людей это не по нраву, он должен смириться с фактом, что на европейский стандарт для исправления ситуации придется переводить не РЖД, а всю Россию.

Дмитрий Губин, «Огонек»-Ъ