Posted 11 февраля 2014,, 14:50

Published 11 февраля 2014,, 14:50

Modified 31 марта, 15:04

Updated 31 марта, 15:04

Путин и «медальная дипломатия»

11 февраля 2014, 14:50
Иван Преображенский
Пока спортсмены бегают, стреляют и прыгают, президент России делает в Сочи большую политику. Он уже успел примириться с голландцами, послать «благую весть» грузинам, передать привет на Украину и засвидетельствовать свое почтение китайцам.

Пока спортсмены бегают, стреляют и прыгают, Владимир Путин делает в Сочи большую политику. Речь, разумеется, о встречах вовсе не с российскими олимпийцами. За последние дни президент России успел примириться с голландцами, послать «благую весть» грузинам, передать привет на Украину и засвидетельствовать свое почтение китайцам.

Российские дипломаты не просто так волновались насчет того, сколько зарубежных лидеров приедет в Сочи. Ведь это исторический шанс для решения вполне серьезных экономических и внешнеполитических проблем, выстраивания новых контактов. Разумеется, возможны различные ситуации. Например, приходит российский лидер «дружиться» к какому-нибудь иностранцу, чей земляк только что уступил россиянину десятую долю секунды (неважно в чем). Если этот зарубежный лидер еще и фанатичный болельщик, то конфликтной ситуации не избежать. Иное дело, когда хозяин Олимпиады приходит в гости к благодушному руководителю чужой страны после того как его соотечественник (или несколько) получили золото. Настроение хорошее, есть чем отчитаться перед избирателями (или подданными) дома. А значит психологически совершенно невозможно отказать хозяину.

Именно так, похоже, было с голландцами, когда к ним в «Пивной дом» пришел Владимир Путин. Он не просто выпил пиво с новым королем этой страны. С учетом шпионских и просто дипломатических скандалов между двумя странами в прошлом году, Путин фактически восстановил российско-голландские отношения, которых последние месяцы просто не было на дипломатическом уровне. Разумеется, не за счет встречи с монархом, который царствует, но не правит, а после того, как российский президент побеседовал также с премьер-министром Нидерландов Мартином Рютте. По результатам их встречи было подписано несколько бумаг, в том числе – об обмене информацией между российской Таможенной службой и голландской Службой налоговой разведки и розыска. Что немаловажно с учетом того, что Голландия остается страной с одним из наиболее либеральных налоговых режимов в Европе, привлекая массу представителей российского бизнеса.

Попутно Путин послал позитивный сигнал и представителям европейских сексуальных меньшинств. Российская пресса постаралась это не заметить, но глава государства обнялся с голландской конькобежкой Ирен Вюст, открыто называющей себя бисексуалкой, а в настоящее время состоящей в однополом союзе. Сама она после встречи с главой российского государства во время вечеринки в ее честь сказала в телеинтервью: «Он меня обнял, поздравил и спросил, все ли хорошо в России, а я поздравила его по поводу Ольги Граф, конечно же, за ее третье место». Поскольку накануне Олимпиады в Сочи тема притеснения в России сексменьшинств была весьма актуальна, иностранная пресса не вполне была готова доверять таким сообщениям. Однако их подтвердил и представитель Олимпийского комитета Нидерландов Джон ван Влиет, который рассказал, что Путин «приобнял» Вюст и пожелал ей всего наилучшего.

С Китаем Владимиру Путину не надо было улучшать отношения. Но он не упустил случая укрепить их. Президент России не только провел переговоры с китайской делегацией во главе с председателем КНР Си Цзиньпином, но и после первой же китайской медали посетил Китайский дом в Сочи, пообщался с китайскими спортсменами и пожелал им новых побед. Возможно, это не очень патриотично, с учетом того, что Китай является одним из главных соперников России в неофициальном командном медальном зачете. Зато весьма дипломатично и наверняка оценено китайцами по достоинству.

Сложнее было неформальное общение с президентом Украины Виктором Януковичем. В Киеве и власть, и оппозиция, и стоящие на Майдане гражданские активисты гадали, что же привезет из Сочи украинский глава государства, какие такие новые масштабные обещания и преференции. Казалось, после обещания кредита в 15 млрд и объявления о новой, сниженной цене на газ, ничего еще более приятного для украинцев в Кремле и придумать не смогут. Так и оказалось. Там не только не смогли, но даже и не пробовали придумывать какие-либо преференции. Напротив, после начала Олимпиады стало известно, что новых кредитных траншей для Украины пока не поступит – Москва ждет, чтобы соседи хотя бы начали платить за уже потребленный газ.

В отличие от украинцев, грузины получили от Путина на Олимпиаде позитивный сигнал. По тому, какое гробовое молчание воцарилось на стадионе, когда маленькая грузинская команда выходила на открытие Олимпийских игр, можно было предположить, что в России мало кто оценил тот факт, что официальный Тбилиси не стал бойкотировать соревнования в Сочи, несмотря на очень сложные двусторонние отношения. Однако Владимир Путин явно оказался в числе тех, кто этот жест доброй воли оценил и даже ответил на него, послав в Тбилиси «благую весть». Подтверждая свои ранее сказанные слова о том, что не будет встречаться с президентом Грузии пока этот пост занимает Михаил Саакашвили, российский лидер, приехав в медиацентр Сочи для встречи с представителями общественного совета по подготовке и проведению Олимпийских игр, заявил, что не прочь встретиться с нынешним грузинским коллегой Георгием Маргвелашвили. В ходе осмотра медиацентра один из грузинских журналистов, присутствовавших в пресс-центре, задал Путину вопрос о том, не собирается ли российский президент встретиться с главой Грузии. «Если он захочет, почему нет», — сказал Путин.

Маргвелашвили, отметим, заявил, что внимательно проанализирует это заявление российского лидера, как бы смешно это ни звучало. Речь, разумеется, идет не о том, что грузинские власти будут обдумывать пять слов, сказанных Путиным, а о неофициальных консультациях с Москвой. Необходимо заранее договориться, какие позитивные итоги будут у этой встречи – в противном случае лучше не встречаться вовсе. Отношения двух стран настолько плохи, что нет никакой нужды портить их дополнительно.

Впрочем, Владимир Путин в Сочи явно будет еще много разговаривать. Так повезло, что медали получили голландцы. Затем появился повод засвидетельствовать свое почтение китайцам. С кем там еще России надо поправить или укрепить отношения? С США или, например, с Германией? Было бы неплохо, чтобы американские хоккеисты прошли, скажем, в финал соревнований. Тут уж никто не скажет американскому президенту Бараку Обаме на родине худого слова, если он полетит в Сочи поддержать «своих ребят», а заодно пересечется в коридоре с «другом Владимиром». Или, например, немецкая сборная по биатлону может дать повод для «поздравительного контакта» с Ангелой Меркель или новым, довольно позитивно настроенным в отношении России, министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером.

Олимпийские игры – поистине политические соревнования. Если, разумеется, правильно использовать все дипломатические возможности, которые они дают принимающей стране. И пока Владимир Путин, похоже, вполне удачно пользуется своим хозяйским статусом.

Иван Преображенский