Posted 13 февраля 2014,, 13:24

Published 13 февраля 2014,, 13:24

Modified 30 января, 20:30

Updated 30 января, 20:30

Два мира, два телеэфира

13 февраля 2014, 13:24
Дмитрий Губин
Средний француз образованнее среднего русского не потому, что он больше читает. А потому, что французское телевидение, помимо развлечения, занимается информированием и просвещением.

Во время Олимпийских игр у меня с утра до вечера включен телевизор. Конечно, можно просто сказать, что Олимпиада – «это великое зрелище». Но есть еще один важный момент: за несколько дней я узнал про спортсменов и спорт тьму того, чего раньше не знал. И вследствие нового знания даже успел, например, влюбиться в голландского конькобежца Кремера, который умеет бежать так, как птицы умеют летать. А жена влюбилась в керлинг. А теща научилась считать обороты в слоупстайле и расстраивается, если в джиббинге кто-то сделал соскок без грэба. Словом, мы смотрим Олимпиаду еще и потому, что там много информации если не о том, как устроен мир, то о том, как устроен спорт.

В обычное время я дома телевизор почти не смотрю, потому что там новой информации ноль. Там либо про веселится и ликует весь народ, либо про Путина, который как Фигаро: и здесь, и там. А вот за границей – смотрю. И тогда забавные обнаруживаются вещи.

Например, первые два канала телевидения Австрии и Франции (я в этих странах недавно был) – просто один к одному наши «Первый» и «Россия»! Те же идиотские (на мой взгляд) концерты местных шансонье, те же глупые телевикторины, те же дешевые мыльные оперы. Правда, если дождаться выпуска новостей, обнаружатся различия: за две недели во Франции президента Олланда поминали лишь из-за любовной связи (и, конечно, про то, как он добирался к своей пассии на скутере с шофером, было рассказано и показано во всех подробностях). А в Австрии про Хайнца Фишера в новостях не сказали вообще ни слова.

В выпусках новостей заметны и другие отличия наших телекультур. В Европе сюжеты сняты как мини-фильмы: там хороший монтаж, раскадровка, движение камеры, композиция (например, репортаж о необычайно теплой зиме начинался с крупного плана обутых ног, спешащих по асфальту, – включая босые ноги во «вьетнамках»; далее кадр переходил на экран айфона с термометром). У нас же новости готовит какой-то операторский штрафбат: статичная картинка, монтаж со среднего плана на средний. Кроме того, во Франции много пожилых телеведущих или телеведущих-арабов - а у нас попробуйте сыскать ведущего-таджика, и старше 40 лет только Познер.

Если каналы прощелкивать дальше по росту номеров, различия будут нарастать. Например, France 3 показывает в прайм-тайм отличные документальные и научно-популярные фильмы. Настолько замечательные, что из-за фильма о Флоренции эпохи Возрождения мы с женой перенесли поход в гости. Это стоило того: в фильме реконструировали и показали в анимации технологию строительства знаменитого собора Брунеллески; показали и тайное убежище Медичи, которое расписывал Микеланджело. Мы об этом и не слышали!

То есть научно-популярные фильмы не на специализированном, а национальном канале – это для Франции норма.

Но еще больше меня поразило, что в вечерние новости на France 3 ежедневно приглашают авторов документальных и научно-популярных книг: и рассказать о написанном, и прокомментировать новости. То есть, может, приглашают и просто писателей, но нам везло на именно на документалистов. И я с удовольствием слушал Оливье Безансно – французского левака и троцкиста, автора новой книги «Осуждение неравных». А в другой день – Жан-Луи Серван-Шрайбера, главу и владельца журнала Psychologies: у него вышла книга «Почему выиграли богатые». А в третий день – Игоря и Гришку Богдановых (да, это имя братьев-близнецов – Igor & Griсhka Bogdanoff). Они физики и популяризаторы своей науки, а также певцы, актеры, телеведущие и любители пластических операций, из-за чего выглядят как полные фрики – что не мешает всей Франции обсуждать их последнюю книгу «Конец случайности».

Богдановы – одни из самых популярных русских во Франции, пусть к России они имеют отношение лишь благодаря отцу. А знаете, кто еще популярен? Питерские клоуны-мимы Семеняки! На их выступления не попасть, все телеканалы делают о них сюжеты (и если бы они не были мимами, то были бы героями всех ток-шоу).

На французском телевидении вообще много тех, кого у нас нипочем не увидишь. В разгар январских распродаж в прямом эфире одного из каналов появились директора крупнейших французских торговых сетей, включая знаменитую Galeries Lafayette. У нас директор «Гостиного двора» или ЦУМа в эфире исключен – нельзя, реклама, можно лишь как «директор одного магазина»!

В целом французское телевидение умнее, интереснее, ярче нашего. Но дело даже не в этом. А в том, что средний француз (да и средний европеец) - начитаннее, образованнее среднего русского. Раньше мне казалось, что эта разница, растущая в последние годы просто на глазах, образовалась потому, что французы остались читающей нацией, а мы перестали ею быть. Теперь я понимаю, что французское ТВ, помимо развлечения, занимается информированием и просвещением. А наше, кроме развлечения и воспитания верноподданичества, не занимается ничем.

То есть средний француз просвещеннее среднего русского не потому, что он читает братьев Богдановых, Сервана-Шрайбера и Безансно, а потому, что ему по телевидению их показывают и обсуждают те идеи, которые они в своих книгах высказывают.

Когда вы в последний раз в росийском ток-шоу видели живого биолога, физика, математика, лингвиста или троцкиста (да и просто – автора свежей книги)? У нас и про спортсменов-то вне Олимпиады рассказывают, лишь когда они становятся депутатами Госдумы и голосуют покорно за какой-нибудь очередной запретительный закон.

Словом, телевидение – это те руки, которые если не лепят, то уж точно замешивают общественную глину.

А что замесишь – туда и попадешь.

Дмитрий Губин, «Огонек»-Ъ