Posted 14 февраля 2014,, 13:14

Published 14 февраля 2014,, 13:14

Modified 31 марта, 15:01

Updated 31 марта, 15:01

Памфиловой задан президентский формат

14 февраля 2014, 13:14
Иван Преображенский
Выбор Владимиром Путиным кандидатуры Эллы Памфиловой для предложения ее на пост уполномоченного по правам человека в России включает этот формально независимый пост в орбиту прямого влияния главы государства.

Владимир Путин окончательно определился с «президентским» кандидатом на пост уполномоченного по правам человека в РФ. С согласия Эллы Памфиловой, глава государства внес в Госдуму на утверждение именно ее кандидатуру.

Процедура выбора преемницы Владимира Лукина на посту омбудсмена должна продемонстрировать, что речь идет о президентском назначенце. Неважно, Госдума ли утверждает его формально и как называется должность. В таком формате Памфиловой и предстоит работать.

Полномочия действующего уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина истекают 18 февраля. А утвердить кандидатуру Памфиловой Госдума, если не станет экстренно собираться, сможет не раньше 25 февраля. Так что страна неделю будет жить без омбудсмена и, можно уверенно утверждать, даже не заметит этого. Так невелики сегодня реальные полномочия уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Что, впрочем, неудивительно, поскольку они соответствуют общему уровню соблюдения властями политических и гражданских прав россиян.

Как и бывший соучредитель партии «Яблоко» Владимир Лукин, Элла Памфилова пришла в правозащитную деятельность из политики. В начале 1990-х годов она занимала должность министра социальной защиты, в том числе, при Егоре Гайдаре, а затем – при Викторе Черномырдине. Покинуть этот пост она решила по собственному желанию, правда, удалось это со второй попытки, только в 1994 году, когда ее отставка, наконец, была принята президентом Борисом Ельциным.

Долгое время Элла Памфилова была одним из лидеров российского социал-демократического движения. В 2000 году она баллотировалась на президентских выборах, но результат ее оказался в пределах математической погрешности. Затем Памфилова занималась общественной работой. Наиболее известный этап правозащитной деятельности будущего омбудсмена начался в 2002 году, когда она стала председателем Комиссии по правам человека при президенте, после того как Владимир Путин решил такой совещательный орган создать. В 2004 году комиссия Памфиловой была переименована и она возглавила в должности председателя Совет при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (СПЧ).

Этот пост будущий омбудсмен была вынуждена оставить в 2010 году после затяжного скандала, как она сама тогда признавалась в интервью, в связи с мощным давлением со стороны некоторых представителей власти. Пресса тогда отмечала, что критиковали Памфилову из администрации президента преимущественно люди, близкие к тогдашнему первому замглавы АП Владиславу Суркову. Именно он, как писали СМИ, был недоволен правозащитной деятельностью президентского совета. Неудовольствие могло вызвать, вероятно, участие Памфиловой и экспертов совета в экспертизе по «делу ЮКОСа» или позиции по «делу Магнитского».

После ухода своего первого председателя, Совет по правам человека при президенте был серьезно реформирован, а возглавил его Михаил Федотов. Который вместе с коллегами, отметим, и рекомендовал президенту предложить именно Эллу Памфилову на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Что не вызвало ни у кого удивления, поскольку с осени 2013 года будущий омбудсмен вновь начала играть весьма активную роль в российском правозащитном движении.

Памфилова была одним из наиболее заметных участников заключения неформального «пакта» между российскими правозащитниками и властью. В соответствии с ним, к двадцатилетию Конституции была объявлена «большая» амнистия, атаки на НКО в рамках закона об «иностранных агентах» сошли на нет, правозащитники (в основном через фонд все той же Эллы Памфиловой) получили дополнительные президентские гранты, зато отказались в большинстве своем от зарубежного финансирования и проигнорировали встречу с президентом США Бараком Обамой.

Сейчас уже нет сомнений в том, что именно Элла Памфилова станет Уполномоченным по правам человека в России. Фракции «Единая Россия» и «Справедливая Россия» в Госдуме уже забыли о том, что у них были свои кандидаты на этот пост и в один голос заявляют о готовности поддержать президентского выдвиженца. Иначе могут проголосовать коммунисты. Но голоса фракции КПРФ, даже если она объединится с ЛДПР, роли не сыграют.

Это назначение будет весьма показательным. В принципе, уже при утверждении Владимира Лукина речь шла о персональном решении Владимира Путина, который обещал дать «конструктивным» представителям либерального политического лагеря, в первую очередь, партии «Яблоко», посты во власти. Тогда он выбрал будущего омбудсмена Лукина, вместе с Григорием Явлинским стоявшего у истоков это партии и нынешнего главу Федеральной антимонопольной службы, члена политкомитета «Яблока» Игоря Артемьева.

Однако на этот раз роль президента была еще существенней. Никакого обсуждения, никаких споров и альтернативным кандидатур, по сути, не было. Голосование в Госдуме тоже уже особой роли не играет. Все было решено в кремлевском кабинете, где собрались Владимир Путин, его тезка Владимир Лукин и Элла Памфилова. Еще в 2003 году сама же Памфилова не уставала объяснять, чем отличается пост формально независимого от всех властей Уполномоченного по правам человека в РФ от должности председателя Совета при президенте по правам человека (т.е., фактически, чиновника кремлевской администрации). Теперь же и она сама, и все вокруг должны понимать, что разницы этой больше нет. И СПЧ, и омбудсмен работают «под президентом» и только по его воле. И должны апеллировать к нему, а не к каким-то там судам или, тем более, общественному мнению, если, по их мнению, в стране творится какое-то беззаконие и чьи-то права нарушаются. Потому что только глава государства давно уже стал единственным источником права в России.

Так что весьма символично, что Уполномоченным по правам человека в России будет теперь именно Элла Памфилова, которая и возглавляла первый правозащитный совещательный орган при Владимире Путине.

Иван Преображенский