Posted 12 мая 2014,, 15:30

Published 12 мая 2014,, 15:30

Modified 31 марта, 13:38

Updated 31 марта, 13:38

Зачем Путину вся Украина?

12 мая 2014, 15:30
Москва не спешит признавать Донецкую республику, чтобы использовать ее для удержания всей Украины. Но возможно ли это сегодня? И захотят ли повстанцы, не получив помощи от России, таскать для нее каштаны из огня?

Итак, момент истины наступил: Москва не взяла на себя никаких обязательств в связи с референдумами в Донецкой и Луганской областях. Анонимный комментарий пресс-службы Кремля гласит, что там отметили высокую явку, осудили убийства, к референдумам отнеслись «с уважением», что надеются на реализацию итогов волеизъявления «через диалог между представителями Киева, Донецка и Луганска», и что посредниками в этом диалоге хотели бы видеть ОБСЕ. Ни лично Владимир Путин, ни даже его пресс-секретарь Дмитрий Песков по этому поводу не высказались.

Этого следовало ожидать. Напомним, что после переговоров с лидером ОБСЕ Владимир Путин попросил Донбасс перенести референдумы на более поздний срок, но там к этой просьбе не прислушались. Пропагандисты поспешили объявить это частью некоего «согласованного плана», но в чем он заключается, сказать затруднились. Между тем, еще вчера российские сенаторы и депутаты Госдумы, отвечая на вопрос о последствиях референдума, в один голос заявили, что видят Донбасс в составе Украины и в диалоге с Киевом. Интересно, что в марте они с таким же единодушием оправдывали присоединение Крыма.

Упоминания ОБСЕ не случайны. На днях канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд обнародовали совместное заявление по Украине. В нем они предложили Москве признать украинские выборы 25 мая и вернуть Украине скидку на газ. Взамен европейцы обещают добиваться децентрализации Украины в рамках мирного плана все той же ОБСЕ. Напомним, что Путин признание выборов уже анонсировал. Вероятно, он пытается всеми силами сохранить экономическую кооперацию с Европой. Но где гарантии, что после отступления Кремля в Киеве и Брюсселе не забудут о децентрализации?

11 мая некоторый свет на украинские планы Кремля пролил в интервью РБК daily советник Путина Сергей Глазьев. «Военное вмешательство – как раз то, чего очень хотят от нас американцы. Поэтому они и пытаются использовать армию для расстрела украинских городов», - заявил он. По словам Глазьева, Россия делает ставку на смещение «фашистов в Киеве», и поэтому она не идет на отсечение Юго-Востока. А вице-премьер Дмитрий Рогозин в интервью «Коммерсанту» подтвердил, что подобные планы у РФ сохраняются и в отношении Молдовы, которую россияне пытаются, как и Украину, удержать от вступления в НАТО, не признавая Приднестровье.

Но как Москва может «сместить фашистов в Киеве», если идеологическая война на Украине с треском проиграна? «Пророссийские» настроения на Юго-Востоке являются во многом просоветскими, и могут девальвировать от столкновения с российскими реалиями. Формированием лояльных элит в бывшем Союзе Москва не занималась, в образовательные проекты не вкладывалась, упустив за четверть века, по меньшей мере, два поколения. Кремль предпочитал по инерции работать с элитами, а не с населением, и в итоге утратил и то, и другое. В итоге, как уже не раз писал «Росбалт», в Киеве нельзя найти не только ни одного пророссийского политика – там нет даже ни одного пророссийского политолога.

Это ясно показывает, что ресурсов для переваривания «бандеровцев» у России нет. Состояние умов на Украине можно описать, как тоску по государству: одни мечтают о государстве советского типа, другие - о государстве западном. Но советского государства нет и в России, а для Запада украинцы всегда будут людьми второго сорта. Сейчас почти вся российская пропаганда строится на том, чтобы объяснить им это. Однако Москве нечего предложить им взамен, кроме бизнес-схем разной степени подлости.

В итоге, отказываясь признавать Донецкую республику и оказать ей военную помощь ради удержания всей Украины, Россия рискует потерять обе. Украинский вице-премьер Парубий уже после референдумов заявил, что войсковые зачистки в регионе будут продолжены. Сегодня же об этом сказал безальтернативный лидер президентской гонки Петр Порошенко. На фоне ежедневных убийств безоружных людей в это охотно верится.

«Все организаторы "референдума" должны быть осуждены или ликвидированы (как это делает Израиль с террористами в любой точке мира). Все одноклеточные, которые пошли голосовать, независимо от возраста, пола и места работы - депортированы в Россию, без права возврата и без компенсации собственности. Это нельзя будет сделать за один день, но нужно поставить себе это целью», - это пишет редактор киевской «Историчной правды» Вахтанг Кипиани. Таковы без преувеличения доминирующие настроения в Киеве.

Население Донбасса это, конечно, обозлит еще больше - но что оно может сделать с голыми руками против киевской бронетехники? Сразу после референдума министр обороны «Донецкой республики» Игорь Стрелков обратился к Российской Федерации с просьбой о военной помощи. Но помощи все нет. Сейчас, когда я пишу эти строки, в Краматорске идет бой. «Здесь убито и ранено больше, чем в Одессе, - пишут в соцсетях активисты. - Помогайте каждый, чем может. Главное сейчас - перевязочные материалы и медикаменты».

Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что теперь ответственность за каждое новое убийство лежит и на Кремле.

Виктор Ядуха