Posted 24 июля 2014,, 08:03

Published 24 июля 2014,, 08:03

Modified 31 марта, 12:27

Updated 31 марта, 12:27

После «Боинга» пора включить мозги

24 июля 2014, 08:03
Сергей Лесков
Гибель трехсот человек – это страшно. Не менее страшно, когда уже после смерти людей приносят в жертву политическим интересам, а виновных в трагедии выбирают в зависимости от политических интересов и вопреки фактам.

Гибель малайзийского «Боинга» не ужаснула участников военного конфликта на востоке Украины. Боевые действия не прекратились, а международные эксперты, которые приехали изучить обломки самолета, прячутся по укрытиям вместе с местным населением. В среду 23 июля пришло сообщение о том, что в районе гибели «Боинга» сбиты еще два штурмовика Су-25. Самолет именно этой марки, как утверждает российский Генштаб, был замечен около «Боинга» незадолго до его крушения.

Версий о гибели пассажирского лайнера высказывается множество. Не успевает родиться одна сенсация, как ее тут же вытесняет следующая, еще скандальнее. Пока первенство держит заместитель председателя Государственной думы и секретарь генсовета партии «Единая Россия» Сергей Неверов, который заявил, что приказ на уничтожение «Боинга» мог отдать губернатор Днепропетровска олигарх Коломойский. Если мы критикуем Киев и Вашингтон за то, что они высасывают антироссийские версии из пальца, то даже представить невозможно, откуда могла взяться такая гипотеза.

Пока Москва отбивается от инвектив в ее адрес. Но ведь могло быть гораздо хуже. Еще три минуты полета – и «Боинг» оказался бы на территории России. Уже сбитый и покалеченный самолет мог упасть в Ростовской области. Некоторые эксперты считают, что после попадания снаряда самолет развернулся на 180 градусов и удалился от границы. Где бы ни сбили самолет, но упади он к нам, шквал нынешних обвинений показался бы детским хором.

Гибель 300 человек могла ужаснуть оставшихся на земле и могла приостановить войну. Но загубленная жизнь невинных пассажиров еще больше разожгла взаимное неприятие и агрессию. Гибель 300 человек – это страшно. Не менее страшно, когда уже после смерти людей приносят в жертву политическим интересам. Виновных в трагедии выбирают в зависимости от политических интересов и вопреки фактам. Эксперты только добрались до места катастрофы, еще не вскрыты «черные ящики», не изучены обломки «Боинга», а виновные уже известны. Так в жизни случается очень часто. У сильного всегда виноват слабый.

Представитель Госдепа цинично объявляет, что США не нуждаются в фактах, собранных российским Генштабом, и не собираются их комментировать. Несмотря на громкие заявления, никаких фактов сами США на настоящий момент не представили. Хотя это молчание не означает, что фактов и документов нет. Не исключено, что они противоречат политическим интересам и потому отодвинуты в пыльный угол.

Большое значение для расследования имеет спутниковая информация. Но только американцы сумели построить глобальную спутниковую систему наблюдения. Тут отдельное спасибо нашей расслабленности и слепой доверчивости в 1990-е годы. Теперь Америка обладает не только глобальной спутниковой системой, но и монопольным правом на интерпретацию космической информации. А это гораздо важнее, доступ к космическим файлам для любопытных закрыт. Что выгодно Америке – Америка откроет, что невыгодно - прикроет занавесом.

Пока в истории с катастрофой «Боинга» лишь одно обстоятельство несомненно. За безопасность полетов над своей территорией отвечает Украина. И эту безопасность, указав «Боингу» опасный маршрут, Украина не обеспечила. В оценке этого факта политических пристрастий быть не может. Не случайно, все авиакомпании мира отказались от транзитных полетов над Украиной, нанося стране экономический урон.

И, если правда то, что США и Украина знали о том, что ополченцы обзавелись зенитными установками «Бук» уже 14 июля, то почему воздушное пространство не было закрыто для крупных лайнеров? Может быть, Украина не желала терять доходов? Кризис в стране. Как говорил Брежнев, выросший в Днепропетровске, экономика должна быть экономной. Вот и сэкономили…

Сегодня даже молоденькие девушки и бальзаковские дамы рассуждают о технико-тактических характеристиках зенитных комплексов. Глава СБУ Украины заявил, что на границе задержаны российские наводчики зенитного комплекса «Бук», который называют виновником гибели «Боинга». Но такая воинская специальность - полный бред, как конная авиация. С таким же успехом можно задержать саперов подводных лодок.

Так уж случилось, что я знаком с ракетной техникой и часто бывал в подмосковном Жуковском, где создан зенитный комплекс «Бук». Модификаций у «Бука» много, на вооружении украинской армии далеко не последние модели. Для обслуживания «Бука» необходим обученный экипаж в 12 – 15 человек. Пульнуть из «Бука», как из базуки, невозможно. Освоить комплекс партизаны не в состоянии, попасть в самолет на высоте 10 километров дилетанту немыслимо. Кстати, во время войны с Грузией Россия потеряла четыре самолета, и все они были сбиты «Буками» украинского происхождения.

«Черные ящики» доставлены в английский Фарнборо. Будем надеяться, что эксперты, в квалификации которых сомневаться не приходится, вынесут вердикт, не оглядываясь на политические пристрастия. Если причиной катастрофы стала обычная расхлябанность, виновные будут названы. Но не исключен другой вариант. Если ракетная атака на «Боинг» была спецоперацией, до правды не удастся докопаться никогда. Как, например, в случае с убийством Кеннеди. Или Кирова. Но это опять уводит нас в область политических пристрастий.

100 лет назад началась Первая мировая война. Началась с одного выстрела. 28 июня 1914 года студент Гаврила Принцип в Сараево убил австрийского эрцгерцога Фердинанда. Убил из высоких, как ему казалось, политических соображений. Студенту памятник на родине поставили. Никто из современников последствий выстрела не предвидел. Но вспыхнула мировая война, которая перевернула развитие цивилизации и привела к неисчислимым бедствиям.

Стали ли люди мудрее за это столетие? К чему приведет трагедия в небе над Донбассом? Неужели «Боинг» окончательно доломал надежды на мир?

Может быть, люди включат, наконец, мозги и остановятся?

Сергей Лесков